ДООП Дошкольная студия

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Костомукшского городского округа
«Детская художественная школа им. Л.Ланкинена»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ДОШКОЛЬНАЯ СТУДИЯ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

на платной основе
срок реализации программы: 1 год
возраст детей: от 5 до 6 лет

Утверждаю МКУ ДО КГО
«ДХШ им. Л.Ланкинена»
_____________Е.К. Пелля

Костомукша 2023

1

«Одобрено»
«Утверждено»
Педагогическим советом
Директор
МКУ ДО КГО «ДХШ им. Л.Ланкинена» ___________Е.К. Пелля
«___» ___________ ____ год

«__» ___________ ______год

Разработчики: Дементьева В.К., преподаватель соответствие занимаемой
должности; Пелля Е.К., преподаватель, первая квалификационная категория

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Дошкольная студия» разработана в соответствии с Приказом Министерства
Культуры Российской Федерации №754 от 02 июня 2021 г., Приказом Министерства
Просвещения РФ от 09 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам», а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного
искусства в детских школах искусств.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического
воспитания, так как по своему характеру является художественно-творческой и практикоориентированной.
В целом занятия изобразительным искусством и лепкой в рамках данной программы
помогают детям осознать связь искусства с окружающим миром, позволяют расширить кругозор,
учат принимать посильное участие в создании художественной среды. Дети овладевают языком
искусства, учатся работать различными доступными материалами, что развивает их творческие
способности.
Полученные знания, умения и навыки образуют базу для дальнейшего развития ребенка,
как в более углубленном освоении ремесла, так и в изобразительно-творческой деятельности в
целом.
Программа имеет практическое направление, так как дети имеют возможность
изображать окружающий их мир с помощью различных материалов и видеть результат своей
работы. Каждое занятие включает теоретическую и практическую части.
Рекомендуемый для начала освоения программы возраст детей: 5–6 лет.
Срок реализации программы
При реализации ДООП «Дошкольная студия» со
продолжительность учебных занятий составляет 33 недели в год.

сроком

обучения

1

год,

Сведения о затратах учебного времени
Разделы

Затраты учебного времени

Годы обучения

Всего
академических
часов

1 год

Полугодия

1

2

Основы изобразительной
грамоты

48

51

99

Лепка

16

17

33

Всего:

64

68

132

Средняя недельная нагрузка в часах (академических часах) по разделам:
 «Основы изобразительной грамоты» - 3 часа неделю;
 «Лепка» - 1 час в неделю.
Продолжительность занятия (академического часа) 30 минут. Продолжительность занятия
1 час.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе от 4 до 12
человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения
в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
3

Цель и задачи программы
Целью программы является развитие творческих способностей, фантазии, воображения
детей на основе формирования начальных знаний, умений и навыков в рисовании, лепке. научить
детей понимать язык искусства, видеть красивое вокруг себя и создавать художественные образы
Задачами:
 развитие устойчивого интереса детей к различным видам изобразительной деятельности;
 развитие воображения и образного мышления, наблюдательности и внимания;
 формирование умений и навыков работы с различными художественными материалами и
техниками;
 формирование знаний об основах цветоведения;
 формирование знаний о правилах изображения окружающего мира по памяти и с натуры;
 развитие творческой индивидуальности учащегося, его личностной свободы в процессе
создания художественного образа;
 развитие зрительной и вербальной памяти;
 формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребностей общения с
духовными ценностями, произведениями искусства;
 воспитание активного зрителя, способного воспринимать прекрасное
 знакомство детей с различными видами и жанрами изобразительного искусства.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:

словесный (объяснение, беседа, рассказ);

наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

практический;

эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);

игровой.
Описание материально-технических условий реализации программы
Учебные аудитории должны быть просторными, светлыми, оснащенными необходимым
оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту детей, наглядными пособиями.
Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения
занятий по рисованию преподаватель должен иметь книги, альбомы, журналы с иллюстрациями,
крупные таблицы образцов, элементов и приемов росписи в народном творчестве, технические
рисунки, а также изделия народных промыслов, живые цветы, ветки, листья, фрукты, овощи для
натюрмортов, муляжи и др. материалы для показа их детям.
Для реализации программы необходимо дидактическое обеспечение:

наглядные пособия, образцы работ, сделанные учащимися;

слайды, видео-аудио пособия;
 иллюстрации шедевров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Результатом освоения данной программы является приобретение следующих умений и навыков:
 первичные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
 знания об основах цветоведения;
 умения и навыки работы с различными художественными материалами и техниками;
 навыки самостоятельного применения различных художественных материалов и техник.
Предполагаемый результат, обучащиеся:
- откроют для себя богатство и разнообразие труда художника;
4

- получат представления о воплощении образов окружающего мира на основе создания
собственных художественных работ;
- узнают, что такое живопись, графика, скульптура, научатся различать такие жанры, как
натюрморт, пейзаж, портрет.
- откроют для себя богатство и разнообразие приемов лепки из глины для изображения
предметов, животных, человека;
- научатся расписывать готовые работы гуашью;
- научатся лепить небольшие скульптурные группы по мотивам народных сказок и игрушек;
- научатся выполнять лепку на пластинах разными способами (налепом, рельефом);
- научатся понимать язык искусства.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Программа не предусматривает аттестации обучающихся. Контроль умений, навыков
обучающихся для обеспечения корректирующей и проверочной функции, обеспечивается в виде
выставок работ, участия в конкурсах, просмотров работ в счет аудиторного времени по
усмотрению преподавателя или администрации школы.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Реализация данной программы основывается на принципах учета индивидуальных способностей
ребенка, его возможностей, уровня подготовки.
Основным методом общения педагога с учеником является диалогическое общение. Диалоги
между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение творческой работы и
предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов
формирования нравственно-оценочных критериев у детей.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой
атмосферы способствует ее продуктивности. Программа знакомит учащихся с различными
материалами и техниками, что способствует стимулированию интереса и творческой активности
учащихся.
В программе учтен принцип системности и последовательности обучения. Последовательность в
обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового
материала. Содержание программы составляют темы, которые разработаны исходя из
возрастных возможностей детей. Формирование у учащихся умений и навыков происходит
постепенно: от знакомства со свойствами художественных материалов, изучения основ
изобразительного творчества до самостоятельного составления и решения работы в материале.
Учебный материал разделен на два направления: «Основы изобразительной грамоты» и
«Лепка».
Направление «Основы изобразительной грамоты»:
навыки рисования с натуры и по представлению, восприятия предметов, выделения основных
частей, их формы, строения, соотношения частей по величине, цвету и характерным признакам;
изображение с натуры цветов, веток, комнатных растений, овощей, фруктов;
выбор листа бумаги, расположение на нем изображения, подбор материалов для передачи
выразительности образа; создание образов по представлению, воображению;
рисование сюжетных композиций на темы знакомых сказок, рассказов, отражение впечатлений
об окружающей природе в разное время года и дня;
изображение событий из жизни детей (игры, танцы, праздники, семья, традиции, интересные
эпизоды);
передача различий по величине, особенностей одежды и ее украшений, фигуры человека и
животных в движении;
5

расположение предметов на полосе (в один ряд), на всем листе и широкой полосе (ближе,
дальше, загораживая один предмет другим);
выделение в композиции главного (величиной, цветом, расположением, формой и др.);
дополнение рисунка в соответствии с содержанием;
определение темы рисунка, доведение начатого до конца, самостоятельность в решении
намеченных задач;
развитие воображения, фантазии;
ознакомление детей с цветами спектра - холодными, теплыми, нейтральными и их оттенками;
использование цвета как средства выразительности;
выполнение задания на ограниченное использование цвета, составление оттенков и новых цветов
(гуашь, акварель);
использование различных изобразительных материалов: гуаши, акварели (различные способы
по-сырому), рисование сангиной, углем, пастелью, цветными восковыми мелками, свечей,
фломастерами;
знакомство с некоторыми способами создания гравюр: печатание по картону, мятой бумагой,
нитками, способом процарапывания по восковой подкладке и др.;
овладение навыком применения линий (волнистая, отрывистая, острая и др.) для передачи
образа;
знание различных способов закрашивания больших поверхностей гуашью, акварелью,
карандашом и пр.;
владение кистями плоскими, круглыми, разной толщины в зависимости от цели задания;
умение пользоваться мазком (мазок Ван Гога, кирпичик и др.) для передачи настроения, формы,
фактуры;
различение видов и жанров изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура,
декоративно-прикладное искусство, натюрморт, портрет, пейзаж.
Направление «Лепка»:
умение лепить с натуры, а также по памяти (по представлению) птиц, животных и человека с
использованием различных способов лепки по частям, из целого куска, передавая характерные
признаки, фактуру поверхности (гладкую, лохматую, колючую, пушистую и пр.);
умение использовать стеки разного типа;
умение изображать несложные сюжетные композиции;
умение создавать простые архитектурные образы, используя пластовую керамику;
умение расписывать изделия гуашью, украшать их налепами, углубленным рельефом.
Беседы на каждом занятии раскрывают содержание задания и указывают методы его решения.
Беседа сопровождается наглядным показом репродукций, образцов из методического фонда
школы. В процессе обучения осуществляются межпредметные связи. Для обеспечения
результативности учебного процесса и активности учащихся предусмотрено максимальное
разнообразие тем, техник и материалов.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для
учителя. М.: Просвещение, 1984
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд. М.:
Просвещение, 1991
3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя.
М.: Просвещение, 1991
4. Дубровская Н. «Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике
аппликации и коллажа: Методическое пособие». Детство-Пресс, 2004 г. Серия: Библиотека
программы "Детство". Жанр: Мастерим своими руками, Художественное развитие
дошкольников
6

5. Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий». Издательство:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009
6. Курочкина Н.А. «Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить,
создавать красоту». Детство-Пресс, 2004 г. Серия: Библиотека программы «Детство»
7. Курочкина Н.А. «О портретной живописи – детям». Детство-Пресс, 2008 г. Серия:
Библиотека программы «Детство»
8. Курочкина Н.А. «Знакомство с натюрмортом». Детство-Пресс, 2011 г. Серия:
Библиотека программы «Детство»
9. Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1982
10. Смит С. Рисунок: полный курс. М.: Астрель: АСТ, 2005
11. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. Подробный иллюстрированный
путеводитель 50 рисовальных техник. М.: Астрель: АСТ, 2002
12. Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка. Наглядное пошаговое руководство и
вдохновляющая галерея законченных работ. М.: Астрель: АСТ, 2002
13. Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы в
начальных классах. М.: Просвещение, 1990
Учебная литература
1. Крулехт М. «Дошкольник и рукотворный мир». Детство-Пресс, 2003. Серия:
Библиотека программы «Детство». Жанр: Воспитательная работа с дошкольниками. Мастерим
своими руками.
2. Крулехт М. «Самоделкино: Образоват. программа и педагогическая технология
досуговой деятельности мальчиков». Детство-Пресс, 2004. Серия: Библиотека программы
«Детство». Жанр: Мастерим своими руками. Художественное развитие дошкольников.
3. Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью». Детство-Пресс, 2013. Серия:
Библиотека программы «Детство»
4. Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью: Учебно-наглядное пособие».
Детство-Пресс, 2003. Серия: Библиотека программы «Детство»
5. Курочкина Н. А. «Знакомим с жанровой живописью». Детство-Пресс, 2007. Серия:
Библиотека программы «Детство»
6. Курочкина Н. А. «Знакомим со сказочно-былинной живописью: Учебно-наглядное
пособие». Детство-Пресс, 2009. Серия: Библиотека программы «Детство»
7. Курочкина Н. А. «Знакомим с портретной живописью (Большое искусство маленьким)». Детство-Пресс, 2009
8. Курочкина Н. А. «Знакомим с натюрмортом. Учебно-наглядное пособие». ДетствоПресс, 2011. Серия: Библиотека программы «Детство»
9. Курочкина Н. А. «Знакомим с натюрмортом: Учебно-наглядное пособие». ДетствоПресс, 2003. Серия: Библиотека программы «Детство»
10. Петрова И. «Аппликация для дошкольников». Детство-Пресс, 2007. Серия:
Библиотека программы «Детство»
11. Маслова И.В. «Лепка. Наглядное пособие для дошкольников». В 3-х частях.
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009
12. Петрова И. «Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких». ДетствоПресс, 2008. Серия: Библиотека программы «Детство». Жанр: Мастерим своими руками.
Художественное развитие дошкольников
13. Соколова С.В. «Оригами для дошкольников». Детство-пресс, 2010
14. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2009
15. Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М.: АСТ Слово, 2010

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».