ДООП Студия-Пальчиковой живописи

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Костомукшского городского округа
«Детская художественная школа им. Л.Ланкинена»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«СТУДИЯ-ПАЛЬЧИКОВОЙ ЖИВОПИСИ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

на платной основе
срок реализации программы: 1 год
возраст детей: от 3 до 4 лет

Утверждаю директор МКУ ДО КГО
«ДХШ им. Л.Ланкинена»
_____________Е.К. Пелля

Костомукша 2021

«Одобрено»
Педагогическим советом
МКУ ДО КГО «ДХШ им. Л.Ланкинена»
Протокол _____
«___» ___________ ____ год

«Утверждено»
Директор
___________Е.К. Пелля
«__» ___________ ______год

Разработчики: Пелля Е.К., преподаватель, первая квалификационная
категория

2

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«СтудияПальчиковой живописи»- это программа, основной целью которой является приобщение детей
к пониманию прекрасного, развитие у детей творческих способностей, изобразительных
навыков и мелкой моторики рук, а так же реализация духовного потенциала каждого ребенка.
Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его
своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они
любят фантазировать и экспериментировать…
В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного
развития личности. Практический гуманизм предусматривает обеспечение комплекса условий
для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности.
Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели
образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных
способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах
деятельности.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической
теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого –
изобразительная деятельность ребенка.
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему
развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский,
И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы
специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от
грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное
эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного
воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития
умения понимать и создавать художественные образы.
Человек будущего должен быть созидателен, личностью с развитым чувством и активным
творческим началом. Развитие творчества - это один из «мостиков», ведущих к развитию
художественных способностей.
Есть взгляд – взгляд художников. Суть его в том, что ребенок должен получать
удовольствие от работы с краской и кистью, у него следует развивать чувство прекрасного,
способность получать наслаждение от рисования. Ребенку необходимо дать свободу, тогда
занятие станет творчеством, мотивируемым взрослым, который не учит, а лишь акцентирует
внимание ребенка на ощущениях, чувствах и т.п
Актуальность реализации дополнительного образования по обучению детей рисованию
подтверждается запросами родителей (законных представителей), а также заинтересованность
детей, интерес к рисованию.
Срок реализации программы
При реализации ДООП «Студия - Пальчиковой живописи»» со сроком обучения 1 год,
продолжительность учебных занятий составляет 33 недели в год.
Программа рассчитана на детей в возрасте 3–4 лет.
Продолжительность учебного года - 33 учебные недели.
Продолжительность учебного часа - 30 минут, 3 учебных часа в неделю.
Занятия проходят 2 раза в неделю по 1.5 учебных часа (по 45 минут).
Форма занятий: мелкогрупповая (численностью от 4 до 10 человек).
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей. Большую
часть времени занимает практическая часть.

3

Цель и задачи программы
Цель - развитие художественно-творческих способностей детей 3-4 лет средствами
нетрадиционного рисования. Программа носит инновационный характер, так как приобщает
детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования: рисование
ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг,
кляксография, монотипия, пластилинография и т.д. И это дает немалый толчок детскому
воображению и фантазированию.
Занятия в студии полезны и увлекательны потому, что происходят в необычной
обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа в студии
позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих
способностей. Имеется весь необходимый изобразительный материал, место для выставки
детских работ. На занятиях применяется музыкальное сопровождение, что способствует
созданию выразительного художественного образа.
Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей
по художественно-творческому развитию.
Общие задачи:
 Обучающие
 учить различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять их на
практике;
 учить приемам
работы кистью,
мелками, пластилином, нетрадиционным
художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля,
ластик, нитки);
 учить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры.
 Развивающие
 развивать мелкую моторику рук;
 развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и
творить Красоту;
 развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение,
ассоциативное
мышление и любознательность.
 Воспитательные
 воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству;
 воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
 воспитывать навыки самостоятельности.
Методы организации занятий:
 игровой метод
 наглядный
 наблюдения
 исследовательский
 практико-ориентированный
Описание материально-технических условий реализации программы
Учебные аудитории должны быть просторными, светлыми, оснащенными необходимым
оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту детей, наглядными пособиями.
Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения
занятий по рисованию преподаватель должен иметь книги, альбомы, журналы с
иллюстрациями, крупные таблицы образцов, элементов и приемов росписи в народном
творчестве, технические рисунки, а также изделия народных промыслов, живые цветы, ветки,
листья, фрукты, овощи для натюрмортов, муляжи и др. материалы для показа их детям. Для
реализации программы необходимо дидактическое обеспечение:

наглядные пособия, образцы работ, сделанные учащимися;

4




слайды, видео-аудио пособия;
иллюстрации шедевров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства.
III. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предполагаемый результат. Обучающиеся:
 Научатся различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы
рисования;
 Научатся приемам
работы кистью,
мелками, пластилином, нетрадиционным
художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля,
ластик, нитки);
 Научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;
 Разовьется мелкая моторика рук;
 Разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение,
ассоциативное
мышление и любознательность;
 Сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать
и творить Красоту;
 Сформируется любовь и уважение к изобразительному искусству;
 Сформируется художественный вкус и чувство гармонии;
 Сформируются навыки самостоятельности.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Программа не предусматривает аттестации обучающихся. Эффективность обучения по
программе обеспечивается участием и результативностью участия в художественных конкурсах
и выставках. Контроль умений, навыков обучающихся для обеспечения корректирующей и
проверочной функции, обеспечивается в виде просмотров работ по усмотрению преподавателя
или администрации школы.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Реализация данной программы основывается на принципах учета индивидуальных
способностей ребенка, его возможностей.
Основным методом общения педагога с учеником является диалогическое общение. Диалоги
между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение творческой работы и
предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов
формирования нравственно-оценочных критериев у детей.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой
атмосферы способствует ее продуктивности. Программа знакомит учащихся с различными
материалами и техниками, что способствует стимулированию интереса и творческой
активности учащихся.
В программе учтен принцип системности и последовательности обучения. Последовательность
в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового
материала. Содержание программы составляют темы, которые разработаны исходя из
возрастных возможностей детей. Формирование у учащихся умений и навыков происходит
постепенно: от знакомства со свойствами художественных материалов, изучения основ
изобразительного творчества до самостоятельного составления и решения работы в материале.
1.
2.
3.
4.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя.
М.: Просвещение, 1984
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд. М.: Просвещение,
1991
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. М.:
Просвещение, 1991
Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М.: Просвещение, 1996

5

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Казакова Р.Т. Рисование с детьми дошкольного возраста (нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий). М. 2004 г.
Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника.
М.: Педагогика, 1983
Кириллов А. Учителю об изобразительных материалах. М.: Просвещение, 1971
Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М.: Столетие, 1998
Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в рисунке» Москва «Просвещение» 1985 г.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М.: Просвещение, 1985
Копцева Т.А. «Природа и художник» программа по изобразительному искусству. М. 2006
Курочкина Н.А. «Знакомим с книжной графикой». Учебно – наглядное пособие СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г.
Курочкина Н.А. «Знакомим с натюрмортом» Учебно – наглядное пособие СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г
Лыкова И.А. Альбом «Пестрые крылышки». Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г.
Лыкова И.А. Альбом «Цветные хвостики» Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г.
Лыкова И.А. Журнал «Рисуем натюрморт» Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г.
Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в д/с». Санкт-Петербург 2007г.
Утробина К.К. Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет М.
2007 г.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».