ДООП Студия для малышей

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Костомукшского городского округа
«Детская художественная школа им. Л.Ланкинена»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«СТУДИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
на платной основе
срок реализации программы: 1 год
возраст детей: от 4 до 5 лет

Утверждаю директор МКУ ДО КГО
«ДХШ им. Л.Ланкинена»
_____________Е.К. Пелля

Костомукша 2021

«Одобрено»
Педагогическим советом
МКУ ДО КГО «ДХШ им. Л.Ланкинена»
Протокол _____
«___» ___________ ____ год

«Утверждено»
Директор
___________Е.К. Пелля
«__» ___________ ______год

Разработчики: Дементьева В.К., преподаватель соответствие занимаемой
должности; Пелля Е.К., преподаватель, первая квалификационная категория
Рецензент - Филиппова Г.В., высшая квалификационная категория

2

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Студия для
малышей»- это программа, основной целью которой является приобщение детей к пониманию
прекрасного, развитие у детей творческих способностей, изобразительных навыков и мелкой
моторики рук, а так же реализация духовного потенциала каждого ребенка.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний
эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой
деятельностью ребенка. Знакомство с красотой в жизни и искусства не только воспитывают ум
и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека.
Окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь. Малыш тянет руки ко
всему яркому и привлекательному. Все это вызывает у него чувство удовольствия. Немного
повзрослев, рассматривает иллюстрации в книге, приговаривая «красивая», и сам пытается на
бумаге карандашом или красками создать только ему понятную красоту. Позже он уже
избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам исходя из
своих возможностей, творит «красивое», чтобы удивить, восхитить взрослых. Художника и
ребёнка роднит острая эмоциональная отзывчивость на всё, что непосредственно познаваемо
чувствами, на те неповторимые внешние признаки явлений, к которым взрослеющий человек
обычно теряет интерес, а с ним и способность замечать и различать. На эти особенности
детской психики необходимо опираться при развитии эстетического отношения к миру.
Развитие именно этого основного качества художника и является главной задачей
эстетического развития детей. При таком подходе ребенка учат ценить собственный
уникальный взгляд на мир, а формирование конкретных умений и технических навыков —
лишь подчиненный момент художественного образования. В данной программе предусмотрены
занятия, на которых поощряется, поддерживается первоначальная познавательная активность.
Дети на занятиях по программе осваивают техники, не требующие кропотливых, однообразных
движений, которые «гасят» в душах людей творчество. Освоение как можно большего числа
разнообразных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребёнка, проявлять
творческое воображение. Детям даётся возможность участия в выставочной деятельности
учреждения.
Актуальность реализации дополнительного образования по обучению детей рисованию
подтверждается запросами родителей (законных представителей), а также заинтересованность
детей, интерес к рисованию.
Срок реализации программы
При реализации ДООП «Студия для малышей» со сроком обучения 1 год,
продолжительность учебных занятий составляет 33 недели в год.
Программа рассчитана на детей в возрасте 4–6 лет.
Продолжительность учебного часа - 30 минут.
Продолжительность учебного года - 33 учебные недели.
Между учебными часами предусмотрен перерыв 5 минут.
Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 учебных часа (два урока по 30 минут и перерыв 5 минут
между ними).
Форма занятий: групповая (численностью от 4 до 12 человек).
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей. Большую
часть времени занимает практическая часть. Для работы предлагается использовать такие
инструменты и материалы, как гуашь, акварель, пастель масляную и сухую, карандаш, тушь,

3

палочку, чёрный и цветные маркеры, уголь, сангину, мел, фломастеры, штампы, пластилин,
отвердевающая масса для лепки, солёное тесто.
Цель и задачи программы
Цель - углублённое овладение знаниями, умениями и навыками в изобразительной
деятельности, развитие творческих способностей детей.
Общие задачи:

Развивать художественно- творческие способности и склонности, художественный вкус,
фантазию, зрительную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и
явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;

Развивать цветоощущение, зрительную память;

Воспитывать детей эстетически, формировать их духовную культуру и потребность
постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное
отношение к труду художников;

Формировать пространственные представления, художественно- образное восприятие
действительности;

Обучать основам рисования с натуры, по памяти и воображению, обращать особое
внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объёма, перспективы,
светотени, композиции;

Обучать приёмам передачи выразительности через линию, пятно;

Обучать основам цветоведения, теории и практики рисования живописными материалами;

Обучать пользованию художественно-выразительными средствами композиции в
соответствии с замыслом;

Приобщать детей к наследию отечественного и мирового искусства.
Методы организации занятий:
 игровой метод
 наглядный
 наблюдения
 исследовательский
 практико-ориентированный
Описание материально-технических условий реализации программы
Учебные аудитории должны быть просторными, светлыми, оснащенными необходимым
оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту детей, наглядными пособиями.
Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения
занятий по рисованию преподаватель должен иметь книги, альбомы, журналы с
иллюстрациями, крупные таблицы образцов, элементов и приемов росписи в народном
творчестве, технические рисунки, а также изделия народных промыслов, живые цветы, ветки,
листья, фрукты, овощи для натюрмортов, муляжи и др. материалы для показа их детям. Для
реализации программы необходимо дидактическое обеспечение:

наглядные пособия, образцы работ, сделанные учащимися;

слайды, видео-аудио пособия;
 иллюстрации шедевров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
По окончании обучения по данной программе обучающиеся должны:
Знать:
 три основных цвета (синий, красный, жёлтый) и способы получения на их основе
дополнительных цветов (зелёного, оранжевого, фиолетового);
 иметь представление о «звонких» и «глухих» цветах;

4



понимать термины «контур», «пятно», «тёмное - светлое», «вспомогательная линия»,
«иллюстрация», «композиция», «художник»; знать названия художественных
принадлежностей и материалов;
 иметь представление о стилизации форм, фигур, работая в различных техниках.
Уметь:
 овладеть графическим и живописным изображением, техникой смешения красок;
 размещать изображение на бумаге, выбирать её положение в зависимости от основных
пропорций изображаемого предмета (предметов);
 получить начальные навыки в работе карандашом, кистью, красками (гуашью,
акварелью), нетрадиционными материалами и техниками;
 наблюдать, вспоминать, как выглядят предметы и как они размещены в природе,
стараться использовать это в рисунках на темы;
 составлять и реализовывать орнамент для декоративной работы;
 выполнять несложные работы в технике бумагопластика; иметь навык работы в
выполнении аппликаций;
 изображать лицо, фигуру человека в несложных ракурсах.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Программа не предусматривает аттестации обучающихся. Контроль умений, навыков
обучающихся для обеспечения корректирующей и проверочной функции, обеспечивается в
виде выставок работ, участия в конкурсах, просмотров работ в счет аудиторного времени по
усмотрению преподавателя или администрации школы.
Методическое обеспечение учебного процесса
Реализация данной программы основывается на принципах учета индивидуальных
способностей ребенка, его возможностей.
Основным методом общения педагога с учеником является диалогическое общение. Диалоги
между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение творческой работы и
предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов
формирования нравственно-оценочных критериев у детей.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой
атмосферы способствует ее продуктивности. Программа знакомит учащихся с различными
материалами и техниками, что способствует стимулированию интереса и творческой
активности учащихся.
В программе учтен принцип системности и последовательности обучения. Последовательность
в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового
материала. Содержание программы составляют темы, которые разработаны исходя из
возрастных возможностей детей. Формирование у учащихся умений и навыков происходит
постепенно: от знакомства со свойствами художественных материалов, изучения основ
изобразительного творчества до самостоятельного составления и решения работы в материале.

1.

2.
3.
4.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Безруких М.М. (под редакцией) «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по
изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений.- М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС,2001.
Казакова Р.Т. Рисование с детьми дошкольного возраста (нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий). М. 2004 г.
Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в рисунке» Москва «Просвещение» 1985 г.
Копцева Т.А. «Природа и художник» программа по изобразительному искусству. М. 2006 г.

5

5. Королева Т.В. «Занятия по рисованию с детьми 6 – 7 лет» Методическое пособие. Москва
2009 г.
6. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в д/с». Санкт-Петербург 2007г.
7. Утробина К.К. Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет М.
2007 г.
8. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя.
М.: Просвещение, 1984
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд. М.: Просвещение,
1991
10. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. М.:
Просвещение, 1991
11. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М.: Просвещение, 1996
12. Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника.
М.: Педагогика, 1983
13. Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. М.: Просвещение, 1971
14. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М.: Столетие, 1998
15. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М.: Просвещение, 1985

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».