ДООП РПП

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Костомукшского городского округа
«Детская художественная школа им. Л.Ланкинена»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
срок реализации программы: от 1 года до 3 лет

Утверждаю МКУ ДО КГО
«ДХШ им. Л.Ланкинена»
_____________Е.К. Пелля

Костомукша 2022

«Одобрено»
Педагогическим советом
МКУ ДО КГО «ДХШ им. Л.Ланкинена»
«___» ___________ ____ год

«Утверждено»
Директор
___________Е.К. Пелля
«__» ___________ ______год

Составители: Добрынина Лариса Александровна, преподаватель ДХШ им. Л,Ланкинена,
заслуженный работник культуры республики Карелия;
Сычёва Светлана Семёновна, преподаватель высшей квалификационной категории ДХШ им.
Л,Ланкинена
Рецензенты: ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Директор ____________ Е.К. Пелля

I.

Пояснительная записка

1.1. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа художественной
направленности «Ранней профессиональной подготовки» (далее – ДООП «РПП») МКУ ДО КГО
«ДХШ им. Л.Ланкинена» (далее «Школа») разработана в соответствии с Приказом Министерства
Культуры Российской Федерации №754 от 02 июня 2021 г., Приказом Министерства Просвещения
РФ от 09 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», а также с
учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских
школах искусств.
1.2. ДООП «РПП» учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и
направлена на:
 развитие творческих способностей детей;
 формирование у детей устойчивого интереса к творческой деятельности;
 приобретение детьми опыта творческой деятельности;
 эстетическое воспитание молодежи;
 подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного
искусства.
1.3. Цель и задачи программы
Целью ДООП «РПП» является художественно - эстетическое развитие личности учащегося
на основе приобретенных им художественно- исполнительских и теоретических знаний, умений и
навыков, а также развитие одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка
их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи:
 закрепление учащимися знаний, умений и навыков по выполнению живописных и
графических работ, в том числе:
 закрепление знаний свойств материалов, их возможностей и эстетических качеств;
 закрепление знаний разнообразных техник;
 закрепление умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
 закрепление навыков в использовании основных техник и материалов;
 закрепление навыков последовательного ведения живописной работы;
 закрепление навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их
материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены.
 закрепление комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать
профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
 приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
 формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению
профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального
образования.
2. Планируемые результаты
2.1. Программа ДООП РПП является комплексной и включает в себя ряд учебных
предметов художественно-эстетической направленности:
- Рисунок;
- Живопись;
- Композиция станковая.

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих
знаний, умений и навыков по учебным предметам:
Рисунок:
 закрепление понятий «пропорция», «симметрия», «светотень»;
 закрепление знаний законов перспективы;
 умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
 умение моделировать форму сложных предметов тоном;
 умение последовательно вести длительную постановку;
 умение рисовать по памяти предметы в разных положениях;
 умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального
состояния;
 закрепление навыков владения линией, штрихом, пятном;
 закрепление навыков выполнения линейного и живописного рисунка;
 закрепление навыков передачи фактуры и материала предмета;
 закрепление навыков передачи пространства средствами штриха и светотени
Живопись:
- закрепление знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств,
- закрепление знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей, создания цветового строя;
- закрепление умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственновоздушной среды;
- закрепление умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
- закрепление умений раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих
работах;
- закрепление навыков в использовании основных техник и материалов;
- закрепление навыков последовательного ведения живописной работы.
Композиция станковая:
 знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной
формы;
 знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его
применения для воплощения творческого замысла;
 умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме,
линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных
работах;
 умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности;
 умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
 навыки работы по композиции
В целом в результате освоения ДООП РПП обучающиеся должны обладать следующими
знаниями, умениями и навыками:
 знаний основ цветоведения;
 знаний основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности,
силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности,
статики-динамики, симметрии-ассиметрии;
 умений изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;
 умений работать с различными материалами;
 навыков организации плоскости листа, композиционного решения изображения;
 навыков передачи формы, характера предмета;
 навыков подготовки работ к экспозиции.

Срок реализации учебного предмета
Срок освоения ДООП РПП составляет от 1 до 3 лет, для обучающихся в возрасте от 14 до
17 лет.
По программе могут заниматься дети, окончившие основной курс обучения по
предпрофессиональной
программе
«Живопись»
или
общеразвивающей
программе
художественной направленности и не закончившие освоение образовательной программы
основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующие
поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства.
На обучение по ДООП РПП принимаются дети на основании письменного заявления
родителей. В случае, если желающий обучаться не занимался раннее по программам в области
изобразительного искусства или спрос на обучение по данной программе превышает количество
мест предусмотренных муниципальным заданием Школы, Школа организует творческое
испытание или смотр работ желающих обучаться, позволяющих определить наличие
способностей к художественно-исполнительской деятельности.
Аудиторные занятия по предмету живопись – 1 час в неделю; аудиторные занятия по
предмету рисунок– 1 час в неделю; аудиторные занятия по предмету композиция– 3 часа в
неделю. Продолжительность академического часа – 40 минут. Продолжительность учебного года –
33 учебные недели.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации
на реализацию программы
При реализации программы «Ранней профессиональной подготовки» с нормативным
сроком обучения 3 года общая трудоемкость составляет – 495 учебных часов.
Учебный предмет

Живопись
Рисунок
Композиция
Вид промежуточной аттестации

Затраты учебного времени,
Аудиторные занятия (в учебных часах)
Классы/ полугодия
1
2
3
1
2
3
4
5
6
16
17
16
17
16
17
33
33
33
16
17
16
17
16
17
33
33
33
49
50
49
50
49
50
99
99
99
полугодовые творческие просмотры работ в
счет учебного времени

Всего
часов

99
99
297

Учебные предметы учебного плана осуществляется в форме мелкогрупповых занятий
(численностью от 4 до 10 человек).
Программа ДООП РПП обеспечивается учебно-методической документацией по всем
учебным предметам.
Самостоятельная работа может предусматриваться преподавателем в объеме не
превышающем аудиторной нагрузки для углубленного изучения предметов или подготовки к
поступлению в учреждения профессиональной подготовки, а так же для посещения
обучающимися учреждений культуры (выставок, галерей, театров, концертных залов, музеев и
др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской
деятельности Школы.
Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
-словесный (объяснение, беседа, рассказ);
-наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
-практический;
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации
поставленных целей и задач и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях
изобразительного творчества.
II.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Оценка качества реализации ДООП РПП включает в себя текущий контроль успеваемости,
промежуточную аттестацию обучающихся в соответствии с Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации Школы.
В качестве средств текущего контроля успеваемости Школы используются зачеты,
просмотры учебно-творческих работ. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в
счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных просмотров, выставок один
раз в полугодие. По окончании полугодия, учебного года по каждому учебному предмету
выставляются оценки (аттестован/неаттестован) в ведомости и классный журнал.
По окончанию освоения программы выпускникам выдается документ – справка об
обучении с указанием количества пройдённых часов по программе. Форма справки
разрабатывается Школой самостоятельно.
III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Предложенные в настоящей программе темы заданий по предметам следует рассматривать
как рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию
учебного предмета, применять разработанные им методики; разнообразные по техникам и
материалам задания.
Реализация программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным
фондам и фондам аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню предметов учебного
плана.
Библиотечный фонд Школы укомплектован печатными и электронными изданиями
основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным
предметам, а также изданиями художественных альбомов, специальными хрестоматийными
изданиями в объеме, соответствующем требованиям программы.
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок, живопись, станковая
композиция, основы графического дизайна. Примерные программы для ДХШ и изобразительных
отделений ДШИ. - М., 2003
2.
Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. Станковая композиция. Примерная
программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003
3.
Анциферов, Л.Г. Анциферова, Т.Н. Кисляковская. Рисунок. Примерная программа для
ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003
4.
Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.: Владос, 2004
5.
Волков Н. Н. Композиция в живописи. - М., 1977
6.
Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985
7.
Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2004
8.
Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. М., 2004
9.
Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М.,
2008

10.
Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. - М.: Искусство, 1986
11.
Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М.: Высшая школа, 1992
12.
Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/ авт.-сост. В.
Надеждина. - Минск: Харвест, 2010
13.
Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. - Ростов н/д:
Феникс, 2007
14.
Психология цвета. - Сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996
15.
Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20
века. М.: Педагогика, 2002
16.
Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20
века. М.: Педагогика, 2002
17.
Хейл Р. Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение пластической анатомии
человека на примере рисунков великих художников: пер. с англ. О. Герасиной/ Р. Хейл.-М.:
Астрель, 2006
18.
Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт (вопросы теории и практики применения). М.,
1985
19.
Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в
школе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1974


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».