ДООП Подготовительная студия

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Костомукшского городского округа
«Детская художественная школа им. Л.Ланкинена»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ СТУДИЯ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
на платной основе
срок реализации программы: 1 год
возраст детей: от 6.5 до 8 лет и от 9 до 11 лет

Утверждаю
Директор МКУ ДО КГО «ДХШ им. Л.Ланкинена»
_____________________Е.К. Пелля

Костомукша
2022год
1

«Одобрено»
Педагогическим советом
МКУ ДО КГО «ДХШ им. Л.Ланкинена»
«___» ___________ ____ год

«Утверждено»
Директор
___________Е.К. Пелля
«__» ___________ ______год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Подготовительная студия для детей»
разработана в соответствии с Приказом Министерства Культуры Российской Федерации
№754 от 02 июня 2021 г., Приказом Министерства Просвещения РФ от 09 ноября 2018г.
№196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», а также с учетом
многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских
школах искусств. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач
эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественно-творческой
и практико-ориентированной.
В целом занятия изобразительным искусством в рамках данной программы
помогают детям осознать связь искусства с окружающим миром, позволяют расширить
кругозор, учат принимать посильное участие в создании художественной среды. Дети
овладевают языком искусства, учатся работать различными доступными материалами, что
развивает их творческие способности.
Полученные знания, умения и навыки образуют базу для дальнейшего развития
ребенка, как в более углубленном освоении ремесла, так и в изобразительно-творческой
деятельности в целом.
Программа ориентирована на подготовку детей к поступлению на обучение по
дополнительной предпрофессиональной программе «Живопись», в соответствии с возрастом
ребенка.
Рекомендуемый для начала освоения программы возраст детей: от 6,5 до 8 лет или от
9 до 11 лет.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Подготовительная студия» со
сроком обучения 1 год, продолжительность учебных занятий составляет 33 недели в год.
Недельная нагрузка в часах (академических часах): 4 часа в неделю;
Продолжительность занятия (академического часа): 40 минут.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в групповой форме, численность учащихся в группе от 8 до 13
человек. Такая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью предмета является развитие творческих способностей, фантазии, воображения детей
на основе формирования начальных знаний, умений и навыков в рисовании.
Задачами учебного предмета являются:
 развитие устойчивого интереса детей к различным видам изобразительной деятельности;
 формирование умений и навыков работы с различными художественными материалами и
техниками;
2

 формирование знаний об основах цветоведения;
 формирование знаний о правилах изображения окружающего мира по памяти и с натуры;
 развитие творческой индивидуальности учащегося, его личностной свободы в процессе
создания художественного образа;
 развитие зрительной и вербальной памяти;
 развитие образного мышления и воображения;
 формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребностей общения с
духовными ценностями, произведениями искусства;
 воспитание активного зрителя, способного воспринимать прекрасное.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики
учебного процесса:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
 учебного предмета;
 распределение учебного материала по году обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки учащихся;
 формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы
«Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, беседа, рассказ);
 наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
 практический;
 эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
 игровой.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Учебные аудитории должны быть просторными, светлыми, оснащенными необходимым
оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту детей, наглядными
пособиями.
Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий
по рисованию преподаватель должен иметь книги, альбомы, журналы с иллюстрациями,
крупные таблицы образцов, элементов и приемов росписи в народном творчестве,
технические рисунки, а также изделия народных промыслов, живые цветы, ветки, листья,
фрукты, овощи для натюрмортов, муляжи и др. материалы для показа их детям.
Для реализации программы необходимо дидактическое обеспечение:
а) наглядные пособия, образцы работ, сделанные учащимися;
б) слайды, видео-аудио пособия;
в) иллюстрации шедевров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства;
г) схемы, технологические карты;
д) индивидуальные карточки.
III. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ
Предполагаемым результатом освоения программы является приобретение обучающимися
следующих знаний, умений:
- умения пользоваться разнообразными живописными техниками и техниками рисунка;
3

- умения по воплощению образов окружающего мира на основе создания собственных
художественных работ;
- знания понятий: живопись, графика, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет.
- основные знания цветоведения.
- умения изображать предметы с натуры и по памяти;
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Программа предусматривает текущую аттестацию учащихся в счет аудиторного времени, в
виде просмотра учебных работ в течение года по усмотрению преподавателя. По окончанию
освоения данной программы по требованию родителей выдается справка установленного
школой образца с указанием учебного предмета и количества учебных часов по нему.
Результатом положительного освоения программы является положительный результат
вступительного экзамена в 1 класс.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Реализация программы учебного предмета «Подготовительная студия для детей»
основывается на принципах учета индивидуальных способностей ребенка, его возможностей,
уровня подготовки.
Основным методом общения педагога с учеником является диалогическое общение. Диалоги
между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение творческой
работы и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных
методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание
творческой атмосферы способствует ее продуктивности. Программа знакомит учащихся с
различными материалами и техниками, что способствует стимулированию интереса и
творческой активности учащихся.
В программе учтен принцип системности и последовательности обучения.
Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения
в изучении нового материала. Содержание программы составляют темы, которые
разработаны исходя из возрастных возможностей детей. Преподаватель может
переориентировать темы плана для участия в конкурсах и выставках. В зависимости от
возрастного состава группы задачи могут усложняться, а приемы могут быть более
разнообразными. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от
знакомства со свойствами художественных материалов, изучения основ изобразительного
творчества до самостоятельного составления и решения работы в материале.
Учебный материал имеет направление: навыки рисования с натуры и по представлению,
восприятия предметов, выделения основных частей, их формы, строения, соотношения
частей по величине, цвету и характерным признакам;
 изображение с натуры цветов, веток, комнатных растений, овощей, фруктов;
 выбор листа бумаги, расположение на нем изображения, подбор материалов для
передачи выразительности образа; создание образов по представлению, воображению;
 рисование сюжетных композиций на темы знакомых сказок, рассказов, отражение
впечатлений об окружающей природе в разное время года и дня;
 изображение событий из жизни детей (игры, танцы, праздники, семья, традиции,
интересные эпизоды);
 передача различий по величине, особенностей одежды и ее украшений, фигуры человека
и животных в движении;
 расположение предметов на полосе (в один ряд), на всем листе и широкой полосе
(ближе, дальше, загораживая один предмет другим);
4

 выделение в композиции главного (величиной, цветом, расположением, формой и др.);
 дополнение рисунка в соответствии с содержанием;
 определение темы рисунка, доведение начатого до конца, самостоятельность в решении
намеченных задач;
 развитие воображения, фантазии;
 ознакомление детей с цветами спектра - холодными, теплыми, нейтральными и их
оттенками;
 использование цвета как средства выразительности;
 выполнение задания на ограниченное использование цвета, составление оттенков и
новых цветов (гуашь, акварель);
 использование различных изобразительных материалов: гуаши, акварели, цветными
восковыми мелками, фломастерами;
 овладение навыком применения линий (волнистая, отрывистая, острая и др.) для
передачи образа;
 знание различных способов закрашивания больших поверхностей гуашью, акварелью,
карандашом и пр.;
 владение кистями плоскими, круглыми, разной толщины в зависимости от цели задания;
 изучение народного орнамента на основе практических работ, исполненных на том
материале, который используют мастера этих промыслов (Дымка – глина, Городец –
деревянные доски и т.д.); составление узоров по мотивам народной росписи
(Дымковская, Городец, Хохлома, Гжель);
 различение видов и жанров изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура,
декоративно-прикладное искусство, натюрморт, портрет, пейзаж.
Беседы на каждом занятии раскрывают содержание задания и указывают методы его
решения. Беседа сопровождается наглядным показом репродукций, образцов из
методического фонда школы. В процессе обучения осуществляются межпредметные связи.
Для обеспечения результативности учебного процесса и активности учащихся
предусмотрено максимальное разнообразие тем, техник и материалов.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
1.
Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для
учителя. М.: Просвещение, 1984
2.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд. М.:
Просвещение, 1991
3.
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя.
М.: Просвещение, 1991
4.
Дубровская Н. «Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике
аппликации и коллажа: Методическое пособие». Детство-Пресс, 2004 г. Серия: Библиотека
программы "Детство". Жанр: Мастерим своими руками, Художественное развитие
дошкольников
5.
Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М.: Просвещение, 1996
6.
Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие
дошкольника. М.: Педагогика, 1983
7.
Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. М.: Просвещение, 1971
8.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М.: Просвещение,
1985
9.
Курчевский В.В. А что там, за окном? М.: Педагогика, 1985
10.
Курочкина Н.А. «Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить,
создавать красоту». Детство-Пресс, 2004 г. Серия: Библиотека программы «Детство»
11.
Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1982
5

12.
Смит С. Рисунок: полный курс. М.: Астрель: АСТ, 2005
13.
Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. Подробный иллюстрированный
путеводитель 50 рисовальных техник. М.: Астрель: АСТ, 2002
14.
Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка. Наглядное пошаговое руководство и
вдохновляющая галерея законченных работ. М.: Астрель: АСТ, 2002
15.
Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы в
начальных классах. М.: Просвещение, 1990
Учебная литература
1.
Крулехт М. «Дошкольник и рукотворный мир». Детство-Пресс, 2003. Серия:
Библиотека программы «Детство». Жанр: Воспитательная работа с дошкольниками.
Мастерим своими руками.
2.
Крулехт М. «Самоделкино: Образоват. программа и педагогическая технология
досуговой деятельности мальчиков». Детство-Пресс, 2004. Серия: Библиотека программы
«Детство». Жанр: Мастерим своими руками. Художественное развитие дошкольников.
3.
Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью». Детство-Пресс, 2013. Серия:
Библиотека программы «Детство»
4.
Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью: Учебно-наглядное пособие».
Детство-Пресс, 2003. Серия: Библиотека программы «Детство»
5.
Курочкина Н. А. «Знакомим с жанровой живописью». Детство-Пресс, 2007. Серия:
Библиотека программы «Детство»
6.
Курочкина Н. А. «Знакомим со сказочно-былинной живописью: Учебно-наглядное
пособие». Детство-Пресс, 2009. Серия: Библиотека программы «Детство»
7.
Курочкина Н. А. «Знакомим с портретной живописью (Большое искусство маленьким)». Детство-Пресс, 2009
8.
Курочкина Н. А. «Знакомим с натюрмортом. Учебно-наглядное пособие». ДетствоПресс, 2011. Серия: Библиотека программы «Детство»
9.
Курочкина Н. А. «Знакомим с натюрмортом: Учебно-наглядное пособие». ДетствоПресс, 2003. Серия: Библиотека программы «Детство»
10.
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2009
11.
Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М.: АСТ Слово, 2010

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».