РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Костомукшского городского округа
«Детская художественная школа им. Л.Ланкинена»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
срок реализации программы: 3 года
возраст детей: от 9 до 13 лет
Утверждаю МКУ ДО КГО
«ДХШ им. Л.Ланкинена»
_____________Е.К. Пелля
Костомукша 2022
1
«Одобрено»
Педагогическим советом
МКУ ДО КГО «ДХШ им. Л.Ланкинена»
«___» ___________ ____ год
«Утверждено»
Директор
___________Е.К. Пелля
«__» ___________ ______год
Разработчики:
Сычева Светлана Семеновна, преподаватель высшей квалификации ДХШ им.
Л,Ланкинена,
Пелля Евгения Константиновна, преподаватель, первая квалификационная категория.
Рецензент- _________________
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика программы
Программа «Основы изобразительного искусства» разработана в соответствии с Приказом
Министерства Культуры Российской Федерации №754 от 02 июня 2021 г., Приказом
Министерства Просвещения РФ от 09 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам», а также с учетом многолетнего педагогического опыта в
области изобразительного искусства в детских школах искусств.
Программа включает в себя учебные предметы «Рисунок», «Живопись», «Скульптура» и
«Композиция». В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок», «Живопись»,
«Скульптура» и «Композиция» дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что
способствует целостному восприятию предметного мира обучающимися. В каждом из данных
предметов поставлены общие исполнительские задачи: в заданиях по академическому рисунку и
живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, объемное
видение, а в программе по композиции ставятся задачи перспективного построения, выявления
объемов, грамотного владения тоном и цветом.
Основу учебного предмета «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на
цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым
гармониям. Включены темы, которые знакомят обучающихся со строением человека.
Материальностью предметов и тональными отношениями.
Учебный предмет «Рисунок» - это определенная система обучения и воспитания, система
планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Программа
по рисунку включает целый ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают
познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и
овладеть навыками графического изображения. В системе художественного образования
рисунок является основополагающим учебным предметом.
Учебный предмет «Композиция» способствует развитию интереса к изобразительному
искусству и художественному творчеству; знакомит с основными законами, правилами и
приемами композиции;
помогает обучиться навыкам самостоятельной работы с
подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами.
Учебный предмет «Скульптура» формирует понятия «скульптура», «объемность»,
«пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой
обзор», композиция», способствует развитию умений работать с натуры и по памяти, применять
технические приемы лепки.
Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения. Полученные знания,
умения и навыки образуют базу для дальнейшего развития ребенка, как в более углубленном
освоении ремесла, так и в изобразительно-творческой деятельности в целом.
2
Цель и задачи программы
Целью программы является художественно - эстетическое развитие личности учащегося
на основе приобретенных им в процессе освоения программы художественно- исполнительских
и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области
изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие предпрофессиональные образовательные программы в области изобразительного
искусства.
Задачи программы:
знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного
искусства;
формирование знаний о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;
формирование знаний об основах цветоведения;
формирование знаний о формальной композиции;
формирование умений и навыков работы с различными художественными материалами и
техниками;
развитие творческой индивидуальности учащегося, его личностной свободы в процессе
создания художественного образа;
развитие зрительной и вербальной памяти;
развитие образного мышления и воображения;
формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребностей общения с
духовными ценностями, произведениями искусства;
воспитание активного зрителя, способного воспринимать прекрасное.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации программы – 3 года.
Аудиторные занятия по предмету живопись – 2 часа в неделю; аудиторные занятия по
предмету рисунок– 2 часа в неделю; аудиторные занятия по предмету композиция– 3 часа в
неделю, аудиторные занятия по предмету скульптура – 1 час в неделю. Продолжительность
академического часа – 40 минут. Продолжительность учебного года – 33 учебные недели.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию программы
При реализации программы «Основы изобразительного искусства» с нормативным
сроком обучения 3 года общая трудоемкость составляет – 792 учебных часа.
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации
Учебный предмет
Живопись
Рисунок
Композиция
Скульптура
Затраты учебного времени,
Аудиторные занятия (в учебных часах)
Классы/ полугодия
1
2
3
1
2
3
4
5
6
32
34
32
34
32
34
66
66
66
32
34
32
34
32
34
66
66
66
49
50
49
50
49
50
99
99
99
16
17
16
17
16
17
33
33
Всего
часов
198
198
297
99
33
3
Вид промежуточной аттестации
Четвертные творческие просмотры работ в
счет учебного времени
Форма проведения учебных занятий
Занятия осуществляются в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10
человек). Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс
обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
-словесный (объяснение, беседа, рассказ);
-наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
-практический;
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации
поставленных целей и задач и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях
изобразительного творчества.
II.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа ДООП «Основы изобразительного искусства» является комплексной и включает в
себя ряд учебных предметов художественной направленности.
Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний,
умений и навыков:
знаний основ цветоведения;
знаний основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности,
силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности,
статики-динамики, симметрии-ассиметрии;
умений изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;
умений работать с различными материалами;
навыков организации плоскости листа, композиционного решения изображения;
навыков передачи формы, характера предмета;
навыков подготовки работ к экспозиции.
VII. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Оценка качества реализации ДООП «Основы изобразительного искусства» включает в
себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся в
соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации Школы.
6.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет. Текущий контроль осуществляется
преподавателем, ведущим предмет.
6.3. Промежуточная аттестация проводятся в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме
творческих просмотров, выставок по окончании четверти, учебного года по каждому учебному
предмету выставляются оценки в ведомости и классный журнал.
Годовая промежуточная аттестации представляет собой среднее арифметическое
результатов четвертных аттестаций.
Итоговая аттестация не предусмотрена.
6.4. По окончанию освоения программы выпускникам выдается документ –
4
свидетельство с оценками по предметам, форма которого разрабатывается Школой
самостоятельно. Если обучение пройдено не в полном объеме, Школа выдает справку об
обучении с указанием количества пройдённых часов по программе.
В свидетельство об окончании обучения выставляется итоговая оценка по каждому
учебному предмету программы и представляет собой среднее арифметическое результатов
годовых промежуточных аттестаций и оценки за контрольную работу.
6.5. Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются
Школой самостоятельно. Школа разрабатывает критерии оценок промежуточной аттестации и
текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды
оценочных средств, включающие типовые задания и методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и
утверждаются Школой самостоятельно.
Критерии оценок
По результатам промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно».
5 (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа
отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.
4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к
помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по
невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь
преподавателя.
VIII. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по предметам следует
рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к
преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики; разнообразные по
техникам и материалам задания.
Обучение «Живописи» построено, в основном, на рисовании с натуры натюрмортов,
которые необходимо ставить, руководствуясь принципами цветовой гармонии. Задания
предусматривают наличие богатого натурного фонда, большого иллюстративного материала.
Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по живописи:
1. Анализ цветового строя натюрморта.
2. Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художников- классиков.
3. Выбор техники исполнения.
4. Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным решением.
5. Выполнение картона.
6. Выполнение работы на формате в материале.
Работа, как правило, ведется акварельными красками. Техника исполнения и формат
работы обсуждается с преподавателем.
Освоение программы учебного предмета «Рисунок» проходит в форме практических
занятий на основе анализа натуры в сочетании с изучением теоретических основ
изобразительной грамоты. Рисование с натуры дополняется зарисовками по памяти и
представлению. Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией
лучших образцов аналогичного задания из методического фонда, просмотром произведений
мастеров рисунка в репродукциях или слайдах. Приоритетная роль отводится показу
преподавателем приемов и порядка ведения работы. На начальном этапе обучения должно
преобладать подробное изложение содержания каждой задачи и практических приемов ее
решения, что обеспечит грамотное выполнение практической работы. В старших классах
5
отводится время на осмысление задания, в этом случае роль преподавателя - направляющая и
корректирующая.
Одним из действенных и результативных методов в освоении рисунка, несомненно,
является проведение преподавателем мастер-классов, которые дают возможность обучающимся
увидеть результат, к которому нужно стремиться; постичь секреты мастерства.
Каждое задание предполагает решение определенных учебно-творческих задач, которые
сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания. Поэтому степень
законченности рисунка будет определяться степенью решения поставленных задач.
По мере усвоения программы от обучающихся требуется не только отработка
технических приемов, но и развитие эмоционального отношения к выполняемой работе.
Дифференцированный подход в работе преподавателя предполагает наличие в
методическом обеспечении дополнительных заданий и упражнений по каждой теме занятия, что
способствует более плодотворному освоению учебного предмета обучающимися.
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий,
самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в
схему поэтапного ведения работы при изучении предмета «Композиция». Программа
предлагает следующую схему этапов выполнения композиции:
1. Обзорная беседа о предлагаемых темах.
2. Выбор сюжета и техники исполнения.
3. Сбор подготовительного изобразительного материала и изучение материальной культуры.
4. Тональные форэскизы.
5. Упражнения по цветоведению, по законам композиции, по техникам исполнения.
6. Варианты тонально-композиционных эскизов.
7. Варианты цветотональных эскизов.
8. Выполнение картона.
9. Выполнение работы на формате в материале.
Реализация программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным
фондам и фондам аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню предметов
учебного плана.
6.12. Библиотечный фонд Школы укомплектован печатными и электронными изданиями
основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным
предметам, а также изданиями художественных альбомов, специальными хрестоматийными
изданиями в объеме, соответствующем требованиям программы.
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями,
мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ
учащихся, настенные иллюстрации;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели,
натюрмортный фонд;
IX. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
1. Алексеев С.О. О колорите. - М., 1974
2. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок, живопись, станковая
композиция, основы графического дизайна. Примерные программы для ДХШ и
изобразительных отделений ДШИ. - М., 2003
3. Беда Г. В. Живопись. - М., 1986
4. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.: Владос, 2004
5. Все о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник,2002
6. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2004
7. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. - М.: Просвещение,1992
6
8. Волков Н. Н. Композиция в живописи. - М., 1977
9. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997
11. Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобр/ отделений ДШИ. - М., 2008
12. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. - М.: Искусство, 1986
13. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М.: Высшая школа, 1992
14. Люшер М. Магия цвета. Харьков: АО "СФЕРА"; "Сварог", 1996
15. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. - Ростов н/д:
Феникс, 2007
16. Проненко Г.Н. Живопись. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений
ДШИ. - М., 2003
17. Психология цвета. - Сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996
18. Смирнов Г. Б. Живопись. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1975
19. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в
школе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1974
Учебная литература
1. Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобраз. искусство, 1986: №1,
1988: №2
2. Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1996
3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. - Обнинск:
Титул, - 1996
4. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. - М.: Конец века, 1997
5. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. - АСТ, 2005
6. Яшухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 1985
7. Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву - АМ, Агар, 1999
8. Кальнинг А. К. Акварельная живопись. - М., 1968
9. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение,1980.
7