РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Костомукшского городского округа
«Детская художественная школа им. Л.Ланкинена»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
на платной основе
срок реализации программы: 3 года
возраст детей: от 6.5 до 9 лет
Утверждаю
Директор МКУ ДО КГО «ДХШ им. Л.Ланкинена»
_____________________Е.К. Пелля
Костомукша
2022год
«Одобрено»
Педагогическим советом
МКУ ДО КГО «ДХШ им. Л.Ланкинена»
«___» ___________ ____ год
«Утверждено»
Директор
___________Е.К. Пелля
«__» ___________ ______год
Разработчик – Филиппова Г.В.
Разработчик – Пелля Е.К.
Рецензент- _________________
Рецензент- _________________
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Рабочая программа «Изобразительное творчество» разработана в соответствии с
Приказом Министерства Культуры Российской Федерации №754 от 02 июня 2021 г.,
Приказом Министерства Просвещения РФ от 09 ноября 2018г. №196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам», а также с учетом многолетнего педагогического опыта в
области изобразительного искусства в детских школах искусств.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического
воспитания, так как по своему характеру является художественно-творческой и практикоориентированной.
В целом занятия изобразительным искусством в рамках данной программы помогают
детям осознать связь искусства с окружающим миром, позволяют расширить кругозор, учат
принимать посильное участие в создании художественной среды. Дети овладевают языком
искусства, учатся работать различными доступными материалами, что развивает их
творческие способности.
Полученные знания, умения и навыки образуют базу для дальнейшего развития
ребенка, как в более углубленном освоении ремесла, так и в изобразительно-творческой
деятельности в целом.
Программа имеет практическое направление, так как дети имеют возможность
изображать окружающий их мир с помощью различных материалов и видеть результат своей
работы. Каждое занятие включает теоретическую и практическую части.
Рекомендуемый для начала освоения программы возраст детей: 6,5–9 лет.
Срок реализации
При реализации программы «Изобразительное творчество» со сроком обучения 3
года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 33
недели в год.
Сведения о затратах учебного времени
Всего
Разделы
академических
Затраты учебного времени
часов
Годы обучения
1-й год
2-й год
3-й год
Полугодия
1
2
3
4
5
6
Основы
изобразительной 66
66
66
66
66
66
грамоты и рисование
Всего:
132
132
132
396
Недельная нагрузка в часах (академических часах): «Основы изобразительной
грамоты и рисование» - 4 часа неделю;
Продолжительность занятия (академического часа) 40 минут.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в форме групповых занятий, численность учащихся в группе от 8
до 13 человек.
Цель и задачи учебного предмета
Целью предмета является развитие творческих способностей, фантазии, воображения детей.
Обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с
учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной
деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Задачи программы:
3
1.
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):
· знакомство с жанрами изобразительного искусства;
· знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной
деятельности;
· овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
· приобретение умения грамотно строить композицию с выделением
композиционного центра.
2. Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и
приобретением детьми умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания
программы):
развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии,
воображения;
развитие колористического видения;
развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою
деятельность;
определять её проблемы и их причины;
содержать в порядке своё рабочее место;
развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную
деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и
достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению
содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям,
самому себе):
· формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным
творчеством;
· формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
· воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
· воспитание аккуратности.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Учебные аудитории должны быть просторными, светлыми, оснащенными
необходимым оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту детей,
наглядными пособиями.
Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения
занятий по рисованию преподаватель должен иметь книги, альбомы, журналы с
иллюстрациями, крупные таблицы образцов, элементов и приемов росписи в народном
творчестве, технические рисунки, а также изделия народных промыслов, живые цветы, ветки,
листья, фрукты, овощи для натюрмортов, муляжи и др. материалы для показа их детям.
3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых
обеспечивает программа «Основы изобразительного искусства и рисование»:
- первичные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
- знания о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;
- знания об основах цветоведения;
- знания о формальной композиции (принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма,
пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики,
симметрии-асимметрии);
- умение и навыки работы с различными художественными материалами и техниками;
- навыки самостоятельного применения различных художественных материалов и техник;
- умение раскрывать образное решение в художественно-творческих работах.
4
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Программа предусматривает текущий и промежуточный контроль.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет. Текущий контроль осуществляется
преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную промежуточную аттестацию,
которая проводится по каждому учебному предмету по итогам четверти, а также годовую
промежуточную аттестацию, которая проводится на основе результатов четвертных
промежуточных аттестаций и представляет собой среднее арифметическое результатов
четвертных аттестаций по предмету. Форма промежуточной аттестации - творческий
просмотр (проводится в счет аудиторного времени). На просмотрах работ выставляется
оценка за четверть. По итогам четвертных оценок выставляется оценка за год. По итогам
годовых оценок выставляется итоговая оценка по предмету, которая заносится в
свидетельство об окончании. Итоговая аттестация не предусмотрена.
Критерии оценок
По результатам промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа
отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.
4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к
помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по
невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь
преподавателя.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное учебное время программы отводится для выполнения учащимися творческих
заданий. Весь учебный материал преподаватель обязан преподносить учащимся в доступной
форме, наглядно иллюстрируя его. Обучение проходит наиболее плодотворно при
чередовании теоретических и практических знаний, мастер-классов, индивидуальной работе с
каждым учеником.
Задания первого года обучения направлены на формирование базовых знаний по
изображению отдельных предметов, групп предметов, что позволяет учащимся овладеть
рисованием несложных натюрмортов.
Второй год обучения нацелен на формирование базовых знаний по изображению явлений
природы, природных элементов, архитектуры, что позволяет учащимся научиться рисовать
пейзаж.
Третий год обучения знакомит учащихся с изображением животных, птиц и человека, что
способствует формированию навыков изображать простую композицию.
Программа знакомит учащихся с различными материалами и техниками, что способствует
стимулированию интереса и творческой активности учащихся.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Методическая литература
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. –
М., Просвещение, 1984
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд.- М., Просвещение,
1991
3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Книга для учителя. М.,
Просвещение, 1991
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования. - М., Педагогика,1989
5
5. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М., Просвещение, 1996
6. Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М.,
Педагогика, 1983
7. Кирилло А.А. Учителю об изобразительных материалах. М., Просвещение, 1971
8. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М., Столетие, 1998
9. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М., Просвещение, 1985
10.
Курчевский В.В. А что там, за окном? М., Педагогика, 1985
11.
Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М., Просвещение,
1977
12.
Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. М., Просвещение, 1982
13.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в
начальной школе. М., Академия, 2008
14.
Смит С. Рисунок: полный курс. М., Астрель: АСТ, 2005
15.
Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. Подробный иллюстрированный
путеводитель 50 рисовальных техник. М., Астрель: АСТ, 2002
16.
Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка. Наглядное пошаговое руководство и
вдохновляющая галерея законченных работ. М., Астрель: АСТ, 2002
17.
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.,
Просвещение, 1985
18.
Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы в
начальных классах. М., Просвещение, 1990
Учебная литература
1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. М.: Издательство
Школы акварели Сергея Андрияки, 2009
2. Бесчастнов М.П. Графика пейзажа. М., Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008
3. Все о технике: живопись акварелью. Незаменимый справочник для художников. Издание
на русском языке. М., АРТ–Родник, 1998
4. Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. М., Просвещение, 1998
5. Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. М., Просвещение, 1998
6. Крошо Э. Как рисовать. Акварель. Пошаговое руководство для начинающих. М.,
Издательство «АСТРЕЛЬ», 2002
7. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов,
обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». М., Гуманитар. изд. центр
ВЛАДОС, 2008
8. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие. М., Астрель: АСТ, 2006
9. Тейт В. Полевые цветы в акварели. Серия «Уроки живописи». Издание на русском языке.
М., Издательство «Кристина – Новый век», 2006
10.
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2007
11.
Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М., АСТ Слово, 2010
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями,
мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ
учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные
модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные
универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.
6