РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТОМУКШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Костомукшского городского округа
«Детская художественная школа им. Л.Ланкинена»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
« ИЗО»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
на платной основе
срок реализации программы: 3 года
возраст детей: от 9 до 13 лет
Утверждаю
Директор МКУ ДО КГО «ДХШ им. Л.Ланкинена»
_____________________Е.К. Пелля
Костомукша
2022год
1
«Одобрено»
Педагогическим советом
МКУ ДО КГО «ДХШ им. Л.Ланкинена»
«___» ___________ ____ год
«Утверждено»
Директор
___________Е.К. Пелля
«__» ___________ ______год
Разработчик – Сычева Светлана Семеновна, преподаватель высшей квалификации ДХШ им.
Л.Ланкинена
Рецензент- _________________
Рецензент- _________________
2
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с Приказом Министерства Культуры Российской
Федерации №754 от 02 июня 2021 г., Приказом Министерства Просвещения РФ от 09 ноября 2018г.
№196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам», а также с учетом многолетнего педагогического
опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.
Программа включает в себя учебные предметы живопись, рисунок и композиция. В
образовательном процессе учебные предметы «Рисунок», «Живопись» и «Композиция» дополняют друг
друга, изучаются взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира
обучающимися. В каждом из данных предметов поставлены общие исполнительские задачи: в заданиях
по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному
решению листа, а в программе по композиции станковой ставятся задачи перспективного построения,
выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом.
Основу программы учебного предмета «Живопись» составляют цветовые отношения,
строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым
гармониям. Затем следуют темы «Фигура человека», «Гризайль». Программа «Живопись» тесно
связана с программами по рисунку, станковой композиции. В каждой из этих программ присутствуют
взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и станковой композиции
обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в программе
«Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов,
выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды.
Учебный предмет «Рисунок» - это определенная система обучения и воспитания, система
планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Программа по
рисунку включает целый ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и
осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками
графического изображения.
Учебный предмет «Композиция» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков
по выполнению живописных работ, получение ими художественного образования, а также на
эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Художественно-творческое развитие учеников осуществляется по мере овладения ими навыками
изобразительной грамоты. Немаловажная роль в данном процессе отведена овладению знаниями теории
и истории искусств.
Срок реализации программы
Срок реализации программы 3 года. Также программа может реализовываться курсовым
обучением от 1 года.
При реализации программы с 3-летним сроком обучения: аудиторные занятия по предмету
живопись в 1-3 классах – 1 час; аудиторные занятия по предмету рисунок в 1-3 классах – 1 час;
аудиторные занятия по предмету композиция в 1-3 классах – два часа. Продолжительность
академического часа – 40 минут.
Цели и задачи
Целью данной программы является художественно - эстетическое развитие личности учащегося
на основе приобретенных им в процессе освоения
учебных предметов художественноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в
области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета «Живопись»:
- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в том числе:
знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
знаний разнообразных техник живописи;
3
знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания
цветового строя;
умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
навыков в использовании основных техник и материалов;
навыков последовательного ведения живописной работы;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем
осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета «Рисунок»:
освоение терминологии предмета «Рисунок»;
приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с натуры и по памяти
предметы окружающего мира;
формирование умения создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических
и творческих задач;
приобретение навыков работы с подготовительными материалами:
набросками, зарисовками, эскизами;
формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их
материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены.
Задачами учебного предмета «Композиция» являются: развитие интереса к изобразительному
искусству и художественному творчеству;
последовательное освоение двух- и трехмерного пространства;
знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции;
изучение выразительных возможностей тона и цвета;
развитие способностей к художественно-исполнительской деятельности;
обучение навыкам самостоятельной работы с подготовительными материалами: этюдами,
набросками, эскизами;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального
обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Форма проведения учебных занятий
Занятия осуществляются в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек)
или групповых занятий (численностью от 8 до 13 человек).
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
-словесный (объяснение, беседа, рассказ);
-наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
-практический;
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках образовательной программы являются наиболее
продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации программы
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и
видеозаписей школьной библиотеки.
4
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и
дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории
мировой культуры, художественными альбомами.
Мастерская по живописи должна быть оснащена натурными столами, мольбертами, предметами
натурного фонда.
II.
ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ,
СВЕДЕНИЯ О ЗАТРАТАХ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ, ГРАФИКЕ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ
Учебный предмет «Живопись» со сроком обучения 3 года
При реализации программы с нормативным сроком обучения 3 года общая трудоемкость
учебного предмета «Живопись» составляет 99 учебных часов.
Вид учебной
Затраты учебного времени,
Всего
работы, аттестации,
график промежуточной аттестации
часов
учебной нагрузки
Классы/ полугодия
1
2
3
1
2
3
4
5
6
Аудиторные занятия
16
17
16
17
16
17
99
(в часах)
Вид промежуточной
Четвертные творческие просмотры работ
аттестации
Учебный предмет «Рисунок» со сроком обучения 3 года
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета
«Рисунок» со сроком обучения 3 года составляет 99 учебных часов.
Вид учебной
Затраты учебного времени,
Всего
работы, аттестации,
график промежуточной аттестации
часов
учебной нагрузки
Классы/ полугодия
1
2
3
1
2
3
4
5
6
Аудиторные занятия
16
17
16
17
16
17
99
(в часах)
Вид промежуточной
Четвертные творческие просмотры работ
аттестации
Учебный предмет «Композиция» со сроком обучения 3 года
Общая трудоемкость учебного предмета «Композиция» при 3-летнем сроках обучения
составляет 198 учебных часов.
Вид учебной работы, аттестации, учебной
Затраты учебного времени,
Всег
нагрузки
график промежуточной и итоговой
о
аттестации
часов
Классы
1
2
3
Полугодия
1
2
3
4
5
6
Аудиторные занятия (в часах)
32
34
32
34
32
34
198
Вид промежуточной аттестации
Четвертные творческие просмотры работ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения учебной программы «Живопись» является приобретение обучающимися
следующих знаний, умений и навыков:
5
- знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств,
- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей, создания цветового
строя;
- умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;
- навыки в использовании основных техник и материалов;
- навыки последовательного ведения живописной работы.
Результатом освоения учебного предмета «Рисунок» является приобретение обучающимися
следующих знаний, умений и навыков:
• знание понятий «пропорция», «симметрия», «светотень»;
• знание законов перспективы;
• умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
• умение моделировать форму сложных предметов тоном;
• навыки владения линией, штрихом, пятном;
• навыки передачи фактуры и материала предмета;
• навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
Результатом освоения учебного предмета «Композиция» является приобретение обучающимися
следующих знаний, умений и навыков:
- знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;
- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения
для воплощения творческого замысла;
- умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии,
силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах;
- умение использовать средства живописи и графики, их изобразительно-выразительные возможности;
- умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
- навыки работы по композиции.
VI. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую
функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим
предмет.
Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную промежуточную аттестацию, которая
проводится по каждому учебному предмету по итогам четверти, а также годовую промежуточную
аттестацию, которая проводится на основе результатов четвертных промежуточных аттестаций и
представляет собой среднее арифметическое результатов четвертных аттестаций по каждому учебному
предмету. Форма промежуточной аттестации - творческий просмотр (проводится в счет аудиторного
времени). На просмотрах работ выставляется оценка за четверть. По итогам четвертных оценок
выставляется оценка за год. По итогам годовых оценок с учетом оценки за итоговую (контрольную)
работу выставляется итоговая оценка по предмету, которая заносится в свидетельство об окончании.
Последнее задание в конце третьего года обучения – является контрольным, за которое
выставляется отдельная оценка, которая учитывается при выставлении итоговой оценки по предмету.
Тематика контрольного задания по композиции в конце третьего учебного года может быть связана с
планом творческой работы, конкурсно-выставочной деятельностью образовательного учреждения.
6
Итоговая аттестация не предусмотрена.
Критерии оценок
По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается
оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.
4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи
преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или
нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.
VII. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по живописи, рисунку и композиции
следует рассматривать как рекомендательные. Тематика работ может быть связана с конкурсновыставочной деятельностью школы. Обучение построено, в основном, на рисовании с натуры
натюрмортов, которые необходимо ставить, руководствуясь принципами цветовой гармонии. Задания
предусматривают наличие богатого натурного фонда, большого иллюстративного материала.
Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.
Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для самостоятельного обучения,
которые включают в себя:
- посещение выставок;
- поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
- чтение дополнительной литературы;
- выполнение кратковременных этюдов, зарисовок, набросков в домашних условиях;
- посильное копирование шедевров мирового искусства;
- выполнение аудиторных заданий по памяти.
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью,
натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся,
настенные иллюстрации;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели,
натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи.
VIII. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
1. Алексеев С.О. О колорите. - М., 1974
2. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок, живопись, станковая
композиция, основы графического дизайна. Примерные программы для ДХШ и изобразительных
отделений ДШИ. - М., 2003
3. Беда Г. В. Живопись. - М., 1986
4. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.: Владос, 2004
5. Все о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник,
2002
6. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2004
7
7. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1992
8. Волков Н. Н. Композиция в живописи. - М., 1977
9. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/ авт.-сост. В. Надеждина. Минск: Харвест, 2010
10. Рисунок. Учеб. пособие для студентов худож. – граф. фак. пед. ин-тов. Под ред. А. Серова. М:
Просвещение, 1975
11. Ростовцев Н. Учебный рисунок: Учеб. для учащихся педучилищ по спец. 2003 «Преподавание
черчения и изобразит. искусства». 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985
12. Соловьёва Б. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989
13. Учебный рисунок: Учеб. пособие / Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина
Акад. художеств СССР. Под ред. В. Королёва. - М.: Изобраз. искусство, 1981
13. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века. М.:
Педагогика, 2002
14. Хейл Р. Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение пластической анатомии человека на
примере рисунков великих художников: пер. с англ. О. Герасиной/ Р. Хейл.-М.: Астрель, 2006
Учебная литература
1. Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобраз. искусство, 1986: №1, 1988: №2
2. Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1996
3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. - Обнинск: Титул, - 1996
4. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. - М.: Конец века, 1997
5. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. - АСТ, 2005
6. Яшухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 1985
7. Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву - АМ, Агар, 1999
8. Кальнинг А. К. Акварельная живопись. - М., 1968
9. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение,1980.
10. Барышников А.П. Перспектива. - М., 1955
11. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр
«Владос», 2004
12. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008
13. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005
14. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2006
15. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: Владос, 2006
8