1.Пояснительная записка
1.1. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в
области изобразительного искусства «Живопись» (далее – ОП «Живопись») МКУ
ДО КГО «ДХШ им. Л.Ланкинена» (далее «Школа») соответствует федеральным
государственным требованиям (далее – ФГТ) и устанавливает требования к
минимуму содержания, структуре и условиям её реализации в Школе.
1.2. ОП «Живопись» учитывает возрастные и индивидуальные особенности
обучающихся и направлены на:
выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем
детском возрасте;
создание
условий
для
художественного
образования,
эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению
живописных работ;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
подготовку
одаренных
детей
к
поступлению
в
образовательные
учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы
в области изобразительного искусства.
1.3. ОП «Живопись» разработана с учетом:
обеспечения программы «Живопись» и основных профессиональных
образовательных программ среднего профессионального и высшего
профессионального образования в области изобразительного искусства;
сохранение
единства
образовательного
пространства
Российской
Федерации в сфере культуры и искусства.
1.4. ОП «Живопись» ориентирована на:
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих
уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок
и потребности общения с духовными ценностями;
формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
а
также
профессиональной
требовательности;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные
программы в области изобразительного искусства;
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации, умению
планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного
контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку
своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и
обучающимися в образовательном
процессе, уважительного отношения к
иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин
успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее
эффективных способов достижения результата.
1.5. Срок освоения программы «Живопись» для детей, поступивших в
Школу в первый класс в возрасте шести лет шести месяцев до 9 лет, составляет 8
лет. Срок освоения программы «Живопись» для детей, поступивших в Школу в
первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Срок освоения программы «Живопись» для детей, не закончивших освоение
образовательной программы основного общего образования или среднего
(полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные
учреждения,
реализующие
основные
профессиональные
образовательные
программы в области изобразительного искусства, может быть увеличен на один
год.
1.6. Школа имеет право реализовывать программу
«Живопись» в
сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.
1.7. При приеме на обучение по программе «Живопись» Школа проводит
отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей
проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие
способностей к художественно-исполнительской деятельности. Дополнительно
поступающий может представить самостоятельно выполненную художественную
работу.
1.8. ОП «Живопись» является основой для оценки качества образования.
Освоение
обучающимися
программы
«Живопись»
завершается
итоговой
аттестацией обучающихся.
2. Планируемые результаты
2.1. Минимум содержания программы «Живопись» должен обеспечивать
целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение
ею
в
процессе
освоения
ОП
художественно-исполнительских
и
теоретических знаний, умений и навыков.
2.2. Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных
областях:
в области художественного творчества:
- знания терминологии изобразительного искусства;
- умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты)
окружающего мира;
- умения создавать художественный образ на основе решения технических и
творческих задач;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации
художественного замысла;
- навыков анализа цветового строя произведений живописи;
- навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками,
эскизами;
- навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их
материальности,
фактуры
с
выявлением
планов,
на
которых
они
расположены;
- навыков подготовки работ к экспозиции;
в области пленэрных занятий:
- знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем,
архитектурными мотивами;
- знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно
меняющейся
натуры,
законов
линейной
перспективы,
равновесия,
плановости;
- умения изображать окружающую действительность, передавая световоздушную
перспективу и естественную освещенность;
-
умения
применять
навыки,
приобретенные
на
предметах
«рисунок»,
«живопись», «композиция»;
в области истории искусств:
- знания основных этапов развития изобразительного искусства;
- умения использовать полученные теоретические знания в художественной
деятельности;
- первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений
различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды.
2.3. Результатом освоения программы «Живопись» с дополнительным годом
обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2.
ФГТ предметных областей,
является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков
в предметных областях:
в области живописи:
- знания классического художественного наследия, художественных школ;
- умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих
работах;
- умения использовать изобразительно-выразительные возможности рисунка и
живописи;
- навыков самостоятельно применять различные художественные материалы и
техники;
в области пленэрных занятий:
- знания о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее
восприятия и воплощения;
- умения передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
-
умения
сочетать
различные
виды
этюдов,
набросков
в работе над
композиционными эскизами;
- навыков техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой
деталей;
в области истории искусств:
- знания основных произведений изобразительного искусства;
- умения узнавать изученные произведения изобразительного искусства и
соотносить их с определенной эпохой и стилем;
- навыков восприятия современного искусства.
2.4. Результаты освоения программы «Живопись» по учебным предметам
обязательной части должны отражать:
2.4.1. Основы изобразительной грамоты и рисование:
знание различных видов изобразительного искусства;
знание основных жанров изобразительного искусства;
знание основ цветоведения;
знание основных выразительных средств изобразительного искусства;
знание
основных
трехкомпонентности,
формальных
силуэта,
элементов
ритма,
композиции:
пластического
принципа
контраста,
соразмерности,
центричности-децентричности,
статики-динамики,
симметрии-асимметрии;
умение работать с различными материалами;
умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках;
навыки
организации
плоскости
листа,
композиционного
решения
изображения;
навыки передачи формы, характера предмета;
наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и
композиционного решения;
наличие
образного
мышления,
памяти,
эстетического
отношения
к
действительности.
2.4.2. Прикладное творчество:
знание понятий «декоративно-прикладное искусство», «художественные
промыслы»;
знание различных видов и техник декоративно-прикладной деятельности;
умение работать с различными материалами;
умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа,
конструирования;
умение изготавливать игрушки из различных материалов;
навыки заполнения объемной формы узором;
навыки ритмического заполнения поверхности;
навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.
2.4.3. Лепка:
знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер
предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор»,
«композиция»;
знание оборудования и пластических материалов;
умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;
умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности
предметов;
умение работать с натуры и по памяти;
умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи;
навыки конструктивного и пластического способов лепки.
2.4.4. Рисунок:
знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;
знание законов перспективы;
умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
умение моделировать форму сложных предметов тоном;
умение последовательно вести длительную постановку;
умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
умение принимать выразительное решение постановок с передачей их
эмоционального состояния;
навыки владения линией, штрихом, пятном;
навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;
навыки передачи фактуры и материала предмета;
навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
2.4.5. Живопись:
знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств;
знание разнообразных техник живописи;
знание
художественных
и
эстетических
свойств
цвета,
основных
закономерностей создания цветового строя;
умение
видеть
и
передавать
цветовые
отношения
в
условиях
пространственно-воздушной среды;
умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру
человека;
навыки в использовании основных техник и материалов;
навыки последовательного ведения живописной работы.
2.4.6. Композиция станковая:
знание основных элементов композиции, закономерностей построения
художественной формы;
знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и
способов его применения для воплощения творческого замысла;
умение
применять
полученные
знания
о
выразительных
средствах
композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике,
цвете, контрасте – в композиционных работах;
умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные
возможности;
умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой
задачи;
навыки работы по композиции.
2.4.7. Беседы об искусстве:
сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и
жанрах,
направленный
на
формирование
эстетических
взглядов,
художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в
сфере искусства;
знание особенностей языка различных видов искусства;
первичные навыки анализа произведения искусства;
навыки восприятия художественного образа.
2.4.8. История изобразительного искусства:
знание основных этапов развития изобразительного искусства;
первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе
культуры, духовно-нравственном развитии человека;
знание основных понятий изобразительного искусства;
знание основных художественных школ в западно-европейском и русском
изобразительном искусстве;
сформированный
комплекс
знаний
об
изобразительном
искусстве,
направленный на формирование эстетических взглядов, художественного
вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в
сфере изобразительного искусства;
умение выделять основные черты художественного стиля;
умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник;
умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
художников;
навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению
выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими
видами искусств;
навыки
анализа
творческих
направлений
и
творчества
отдельного
художника;
навыки анализа произведения изобразительного искусства.
2.4.9. Пленэр:
Знание
о
закономерностях
построения
художественной
формы,
особенностях ее восприятия и воплощения;
знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры,
законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
умение передавать настроение, состояние в колористическом решении
пейзажа;
умение применять сформированные навыки по предметам: рисунок,
живопись, композиция;
умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над
композиционными эскизами;
навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
навыки передачи световоздушной перспективы;
навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой
деталей.
3. Учебные планы
Учебный план
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программе в области изобразительного искусства «Живопись»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МКУ ДО КГО
«ДХШ им. Л.Ланкинена»
______________Е.К. Пелля
«__»___________2019г.
ПО.01.
УП.02
Прикладное
творчество
ПО.01.
УП.03
Лепка
ПО.01.
УП.04
Рисунок
ПО.01.
УП.05
Живопись
ПО.01.
УП.06
ПО.02.
ПО.02.
УП.01
Композиция
станковая
История искусств
Беседы об искусстве
ПО.01
Аудитор
ные
Занятия
(в часах)
экзамены
ПО.01.
УП.01
2
Структура и
объём ОП
Обязательная часть
Художественное
творчество
Основы
изобразительной
грамоты и рисование
Самос
т.
работа
Зачёты,
Контрольные
уроки
1
Максималь
ная
учебная
нагрузка
Мелкогруппо
вые
занятия
Наименование
частей предметных
областей,
разделов и
учебных предметов
Трудоёмкость
в часах
Индек
с
предм
етных
област
ей,
раздел
ов и
учебн
ых
предм
етов
Трудоёмкость
в часах
Срок реализации 8 лет
3
4
5
6
7
4653-5280
2130
4540
2130
3818
1811
392
196
Распределение по годам обучения
Начальный
курс
Полный курс
I
II
III
IV
V
VI
VII
8
9
10
11
12
13
14
Количество недель аудиторных занятий
32 33
33
33
33
33
33
Недельная нагрузка в часах
25233150
2523
VIII
15
33
2007
2,4
6
2
2
2
2,4,6
2
2
2
2,4,6
2
2
2
196
294
98
196
294
История
ПО.02. изобразительного
УП.02
искусства
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям
Максимальная нагрузка по
двум предметным областям
ПО.03
Пленэрные занятия
ПО.03. Пленэр
УП.01
Аудиторная нагрузка по трём
предметным областям
Максимальная нагрузка по
Промежуточная
и итоговая
аттестация
98
196
990
429
561
8,10,12
16
14
3
3
3
4
4
924
429
495
7,9,11,
13,15,
16
8,10,12
14
3
3
3
3
3
2
2
2
2
3
924
561
363
7,9,11,
13,15
8,10,12
14
477
147
214
49
263
98
330
165
165
1
1
1
1
1
9
9
9
10
11
*
*
*
*
*
2,4,6
1
1
1
8,10,12
14
2270
7
7
7
4295
245
245
105
105
140
140
2410
4540
2130
2410
8,10,12
14,16
трём предметным областям
Количество контрольных
уроков, зачетов, экзаменов по
трем предметным областям:
В.01
Вариативная часть
В.01.
Композиция
УП.01
станковая
В.01.
Композиция
УП.02
прикладная
В.01.
Скульптура
УП03
В.01
Основы
УП04
изобразительной
грамоты
Всего аудиторная нагрузка с
учётом вариативной части
Всего максимальная
нагрузка с учётом
вариативной части
Всего количество
контрольных уроков,
зачётов, экзаменов
К.04.0
Консультации
0
К.04.0
дисциплина
1
К.04.0
Основы
2
изобразительной
грамоты и рисование
К.04.0
3
Прикладное
творчество
К.04.0
4
К.04.0
5
К.04.0
6
К.04.0
7
К.04.0
8
К.04.0
9
А.05.0
0
П.А.05
.01
И.А.05
.02
И.А.05
.02.01
И.А.05
.02.02
Резерв
Учебн
ого
време
ни
35
594
198
594
198
33
33
297
297
66
66
10
8,10,12
,14
8
1
2
2
1
8,10,12
14,16
4,6
2
2
2
1,5
1,5
13
13
13
12,5
12,5
1
3004
7
1
1
8
8
5134
47
113
Лепка
Беседы об искусстве
11
Годовая нагрузка в часах
113
6
2
2
2
6
2
2
2
6
2
2
2
3
20
1
1
1
4
4
4
4
4
20
4
4
4
4
4
40
8
8
8
8
8
2
2
2
2
4
1
1
1
1
Рисунок
Живопись
Композиция
станковая
История
изобразительного
искусства
Аттестация
Промежуточная
(экзаменационная)
Итоговая
Композиция
Станковая
История
изобразительного
искусства
12
Годовой объем в неделях
7
2
7
2
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Учебный план
на дополнительный год обучения (9класс)
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в
области изобразительного искусства «Живопись»
Структура и
объём ОП
643-1072
643
594
330
264
ПО.01
Обязательная
часть
Художественн
ое творчество
ПО.01.УП.01
Рисунок
198
99
99
18
3
3
ПО.01.УП.02
Живопись
198
99
99
17,18
3
3
198
132
66
17
2
2
17
1,5
1,5
9,5
9,5
ПО.03.УП.
Пленэр
01
Количество контрольных
уроков, зачётов, экзаменов по
одной предметной области
В.00
Вариативная
часть
В.01.
Композиция
прикладная
6
экзамены
8
9
Количество недель аудиторных
занятий
16
17
Недельная нагрузка в часах
325-457
82,5
7
2-е полугодие
3
5
Распределение по полугодиям
1-е полугодие
2
82,5
Промежуточная
и итоговая
аттестация
Зачёты,
Контрольные
уроки
1
4
Аудиторные
Занятия
(в часах)
Мелкогрупповые
занятия
Наименование
частей
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов
Композиция
станковая
ПО.02.
История
искусств
История
ПО.02.УП.02
изобразительн
ого искусства
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям
Максимальная нагрузка по
Двум предметным областям
Количество контрольных
уроков, зачётов, экзаменов по
двум предметным областям
ПО.03
Пленэр
Самот.
работа
Трудоёмкость в часах
Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов
ПО.01.УП.03
Максимальная
учебная
нагрузка
Трудоёмкость в часах
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МКУ ДО КГО
«ДХШ им. Л.Ланкинена»
______________Е.К. Пелля
«__»___________2019г.
49,5
33
49,5
313,5
676,5
5
49
49
Годовая нагрузка в часах
28
21
28
18
6
*
*
В.02
Композиция
станковая
В.03
Скульптура
Всего аудиторная нагрузка с
учётом вариативной части
Всего максимальная
нагрузка с учётом
вариативной части
Всего количество
контрольных уроков,
зачётов, экзаменов
К.04.00
Консультации
К.04.01
Рисунок
К.04.02
Живопись
К.04.03
Композиция
станковая
К.04.04
История
изобразительного
искусства
А.05.00
Аттестация
П.А.05.01
Промежуточная
(экзаменационная
)
И.А.05.02
Итоговая
И.А.05.02.
Композиция
01
Станковая
И.А.05.02.
02
Резерв
Учебного
времени
История
изобразительного
искусства
341,5
725,5
9,5
9,5
351
6
18
18
2
Годовая нагрузка в часах
1
1
2
1
1
4
2
2
2
1
1
Годовой объём в неделях
2
1
1
1
1
1
1
1
Учебный план
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программе в области изобразительного искусства «Живопись»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МКУ ДО КГО
«ДХШ им. Л.Ланкинена»
______________Е.К. Пелля
«__»___________2019г.
ПО.01.
ПО.01.
УП.01.
ПО.01.
УП.02
ПО.01.
УП.03.
ПО.02
ПО.02
УП.01
ПО.02.
УП.02
3586 - 4114
1717,5
1868,5-2396,5
Обязательная часть
Художественное
творчество
Рисунок
3586
2838
1717,5
1419
1868,5
1419
990
429
561
Живопись
924
429
495
Композиция станковая
924
561
363
История
изобразительного
искусства
Беседы об искусстве
462
214,5
247,5
66
16,5
49,5
396
198
198
История
изобразительного
искусства
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям
Всего аудиторная нагрузка с учётом
вариативной части
5класс
7
8
9
10
11
12
13
Количество недель аудиторных
занятий
33
33
33
33
33
Недельная нагрузка в часах
2,4,6,
10
1,3,5,7
9,10
1,3,5,7
9
8
3
3
3
4
4
2,4,6,8
3
3
3
3
3
2,4,6,8
2
2
2
2
3
1,5
1,5
1.5
1.5
9,5
9,5
10.
5
11.5
*
*
*
*
2
1,5
4,6,8
9,5
1666,5
Максимальная нагрузка по
двум предметным областям
ПО.03
Пленер
ПО.03.
Пленер
УП.01
Аудиторная нагрузка по трём
предметным областям
Максимальная нагрузка по
трём предметным областям
Всего количество контрольных
уроков, зачётов, экзаменов
В.01
Вариативная часть
В.01.УП.01
Композиция станковая
В.01.УП.02
Композиция
прикладная
В.01.УП.03
Скульптура
4 класс
3 класс
2 класс
6
4
Распределение по годам обучения
1 класс
5
3
Промежуточная
аттестация
экзамены
Аудиторные
занятия
Зачёты.
Контрольны
е уроки
2
Структура и объём ОП
Самост.
работа
Мелкогрупп
овые занятия
1
Максимальная
учебная
нагрузка
Групповые
занятия
Наименование
частей, предметных
областей, разделов и
учебных предметов
Трудоёмкост
ь в часах
Индекс
предметны
х
областей,
разделов
и учебных
предметов
Трудоёмкост
ь в часах
Срок реализации 5 лет
3300
196
84
84
112
112
4,6,8,
10
1778,5
3496
23
528
198
33
528
198
33
297
297
2306,5
9
2,4,6,8
2,4,6
1
1
2
2
1
2,4,6,8
10
2
2
2
1.5
1.5
13,5
13,5
13,5
13
13
Всего максимальная нагрузка с
учётом вариативной части
4024
Всего количество уроков, зачётов,
экзаменов
К.04.00
К.04.01
К.04.02
К.04.03
К.04.04
К.04.05
К.04.06
А.05.00
ПА.05.
01
ИА.05.
02
ИА.05.
02.01
ИА.05.
02.02
Резерв
учебного
времени
36
Консультации
Специальность
Рисунок
живопись
Композиция станковая
Беседы об искусстве
История
изобразительного
искусства
Аттестация
Промежуточная
(экзаменационная)
Итоговая аттестация
90
Композиция станковая
1
История
изобразительного
искусства
1
9
Годовая нагрузка в часах
90
20
20
40
2
8
4
4
8
2
4
4
8
4
4
8
4
4
8
4
4
8
2
2
2
2
1
1
1
Годовой объём в неделях
4
2
5
1
2
Учебный план
на дополнительный год обучения (6класс)
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программе в области изобразительного искусства «Живопись»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МКУ ДО КГО
«ДХШ им. Л.Ланкинена»
______________Е.К. Пелля
«__»___________2019г.
Структура и
объём ОП
Обязательная
часть
ПО.01
Художественное
творчество
ПО.01.УП.01.
Рисунок
ПО.01.УП.02
Живопись
ПО.01.УП.03.
Композиция
станковая
История
ПО.02
изобразительного
искусства
ПО.02.УП.01
Беседы об
искусстве
ПО.02.УП.02
История
изобразительного
искусства
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям
Максимальная нагрузка по
Двум предметным областям
ПО.03
Пленер
ПО.03.УП.01
Пленер
Аудиторная нагрузка по трём
предметным областям
Максимальная нагрузка по трём
предметным областям
Всего количество контрольных
уроков, зачётов, экзаменов
В.00
В.01.УП.01
Композиция
станковая
В.02.УП.02
Композиция
прикладная
В.03.УП.03
Скульптура
Всего аудиторная нагрузка с
учётом вариативной части
Всего максимальная нагрузка с
учётом вариативной части
Всего количество контрольных
уроков, зачётов, экзаменов
К.04.00
Консультации
К.04.01
Рисунок
К.04.02
Живопись
К.04.03
Композиция
Экзамены по
полугодиям
1-е
полугодие
3
4
5
6
7
8
760-857.5
400.5
359,5-475
760
400.5
359,5
594
330
264
198
198
198
99
99
132
99
99
66
99
49,5
49,5
49.5
49.5
12
11,12
11
12
2-е
полугодие
Распределение по
полугодиям
Промежуточная
аттестация
Зачёты,
контрольные
уроки по
полугодиям
Аудиторные
занятия
Мелкогрупп
овые
занятия
2
Самост.
работа
Максимальная
учебная
нагрузка
Трудоёмкост
ь в часах
1
Наименование
частей,
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов
Трудоёмкост
ь в часах
Индекс
предметных
областей,
разделов
и учебных
предметов
9
Количество недель
аудиторных занятий
16
17
Недельная нагрузка в
часах
3
3
3
3
2
2
99
11
313,5
693
49
49
21
21
28
28
11,12
1.5
1.5
9.5
9.5
*
*
2
2
1.5
1.5
13
13
341,5
742
7
115.5
33
115.5
33
11,12
33
33
12
49.5
49.5
11,12
457
857,5
12
18
18
4
4
8
4
4
8
К.04.04
А.05.00
ИА.05.01
ИА.04.02.02
ИА.04.02.03
Резерв
учебного
времени
станковая
История
изобразительного
искусства
Аттестация
Итоговая
аттестация
Композиция
станковая
История
изобразительного
искусства
2
2
Годовой объем в неделях
2
1
1
1
ОП «Живопись» МКУ ДО КГО «ДХШ им. Л.Ланкинена» (далее – Школа) включает в
себя несколько учебных планов в соответствии со сроками обучения, обозначенными в
ФГТ:
- 8 лет обучения;
- 8 лет с дополнительным годом обучения;
- 5 лет обучения;
- 5 лет с дополнительным годом обучения.
Учебные планы со сроком обучения 8 лет, со сроком обучения 8 лет с дополнительным
годом обучения, со сроком обучения 5 лет и со сроком обучения 5 лет с дополнительным
сроком обучения включает в себя следующие обязательные предметные области:
- художественное творчество;
- история искусств;
- пленэрные занятия.
и разделы:
- консультации;
- промежуточная аттестация;
- итоговая аттестация.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из
учебных предметов.
Учебные планы при реализации программы «Живопись» со сроком обучения 8 лет и со
сроком 8 лет с дополнительным годом обучения имеют следующую обязательную часть
и состоят из следующих учебных предметов:
- ПО.01.(предметная область) Художественное творчество: УП.01. (учебный предмет)
Основы изобразительной грамоты и рисование, УП.02. Прикладное творчество, УП.03.
Лепка, УП.04. Рисунок, УП.05. Живопись, УП.06. Композиция станковая;
- ПО.02. История искусств: УП.01. Беседы об искусстве, УП.02. История
изобразительного искусства;
- ПО.03. Пленэрные занятия: УП.01. Пленэр.
Вариативная часть состоит из следующих учебных предметов:
- ВО.01.УП.01. Композиция прикладная;
- ВО.02.УП.02. Композиция станковая;
- ВО.03.УП.03. Скульптура;
- ВО.04.УП.04. Основы изобразительной грамоты и рисования.
Учебные планы при реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет и со
сроком 5 лет с дополнительным годом обучения имеют следующую обязательную часть
и состоят из следующих учебных предметов:
- ПО.01.(предметная область) Художественное творчество: УП.01. (учебный
предмет).Рисунок, УП.02. Живопись, УП.03. Композиция станковая;
- ПО.02. История искусств: УП.01. Беседы об искусстве, УП.02. История
изобразительного искусства;
- ПО.03. Пленэрные занятия: УП.01. Пленэр.
Вариативная часть состоит из следующих учебных предметов:
- ВО.01.УП.01. Композиция прикладная;
- ВО.02.УП.02. Композиция станковая;
- ВО.03.УП.03. Скульптура.
Вариативная часть учебных планов ОП «Живопись» Школы даёт возможность
расширения и углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием
обязательной части, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и
навыков. Объём вариативной части, предусмотренный Школой на занятия обучающихся
с присутствием преподавателя, составляет около 30% от объёма обязательной части,
предусмотренного на аудиторные занятия. В общей трудоёмкости ОП «Живопись»
предлагается минимальное и максимальное количество часов (без учёта и с учётом
вариативной части). Обязательная часть в отношении количества часов, сроков
реализации учебных предметов и количества часов консультаций остаётся неизменной,
вариативная часть разрабатывается самостоятельно.
При реализации учебных предметов обязательной части предусмотрен объём времени на
самостоятельную работу обучающихся. Объём времени на самостоятельную работу
обучающихся по каждому учебному предмету определён в соответствие с ФГТ и
составляет 100% от объёма времени обязательных аудиторных занятий.
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 8 лет продолжительность
учебного года составляет: с первого по третий класс – 39 недель, с четвёртого по
восьмой – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет
32 недели, со второго по восьмой классы -33 недели. При реализации программы
«Живопись» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в
восьмом и девятом классах составляет 40 недель, продолжительность учебных занятий в
девятом классе составляет 33 недели.
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет продолжительность
учебного года в первом классе составляет 39 недель, со второго по пятый классы
составляет 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по пятый классы
составляет 33 недели. При реализации программы «Живопись» с дополнительным годом
обучения продолжительность учебного года в пятом и шестом классах составляет 40
недель. Продолжительность учебных занятий с первого по шестой классы составляет 33
недели.
Проведение пленэрных занятий проводится в соответствие графиком образовательного
процесса. Занятия пленэром проводятся рассредоточено в различные периоды учебного
года, а также - одну неделю в июне месяце.
Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций осуществляется в форме
мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 8 лет продолжительность
учебного часа составляет: с первого по второй класс – 30 минут, с третьего по восьмой –
40 минут. При реализации программы «Живопись» с дополнительным годом обучения
продолжительность учебного часа в восьмом и девятом классах составляет 40 минут.
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет продолжительность
учебного часа в составляет 40 минут. При реализации программы «Живопись» с
дополнительным годом обучения продолжительность учебного часа в пятом и шестом
классах составляет 40 минут. С первого по третий класс учебная нагрузка – 13.5
учебных часов, четвертый пятый класс – 13 часов.
Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков имеют право
на освоение программы «Живопись» по индивидуальному учебному плану. В выпускные
классы поступление обучающихся не предусмотрено.
Программа «Живопись» обеспечивается учебно-методической документацией по всем
учебным предметам.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим
обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на её выполнение по каждому
учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания
обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, театров,
концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и
культурно-просветительской деятельности Школы.
Выполнение обучающимися домашнего задания контролируется преподавателем и
обеспечивается учебниками, учебно-методическими и художественными изданиями,
конспектами лекций, аудио-видеоматериалами в соответствии с программными
требованиями по каждому учебному предмету.
Реализация программы «Живопись» обеспечивается консультациями для обучающихся,
которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачётам,
зачётам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям Школы.
Консультации могут проводится рассредоточено или в счёт резерва рабочего времени.
Резерв учебного времени устанавливается Школой из расчёта одной недели в учебном
году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени
используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу
преподавателей. Резерв учебного времени может использоваться и после окончания
промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной
работой обучающихся на период летних каникул.
4.Графики образовательного процесса
5.Программы учебных предметов
6.Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации.
6.1. Оценка качества реализации ОП включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
6.2.
В
качестве
средств
текущего
контроля
успеваемости
Школы
используются контрольные работы, устные опросы, письменные работы,
тестирование,
просмотры
успеваемости
обучающихся
учебно-творческих
проводится
в
работ.
счет
Текущий
контроль
аудиторного
времени,
предусмотренного на учебный предмет.
6.3. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в
виде письменных работ, устных опросов, просмотров творческих работ, выставок.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на
завершающих четвертных учебных занятиях в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами
аудиторных учебных занятий.
6.4. По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной
аттестации
обучающимся
выставляется
оценка,
которая
заносится
в
свидетельство об окончании Школы.
6.5. Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения
разрабатываются
Школой
самостоятельно
на
основании
ФГТ.
Школа
разрабатывает критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля
успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды
оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и
методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и
навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются Школой
самостоятельно.
6.6. Фонды оценочных средств являются полными и адекватными
отображениями ФГТ, соответствуют целям и задачам программы «Живопись» и
её учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку
качества приобретенных выпускником знаний, умений, навыков и степень
готовности выпускников к возможному продолжению профессионального
образования в области изобразительного искусства.
6.7. По окончании четверти, учебного года по каждому учебному предмету
выставляются оценки.
6.8.
Требования
к
содержанию
итоговой
аттестации
обучающихся
определяются Школой на основании ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Композиция станковая;
2) История изобразительного искусства.
6.8. По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал
между выпускными экзаменами составляет три календарных дня.
6.9.
Требования
к
выпускным
экзаменам
определяются
Школой
самостоятельно. Школа разрабатывает критерии оценок итоговой аттестации в
соответствии с ФГТ.
6.10.
При
прохождении
итоговой
аттестации
выпускник
должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными
требованиями, в том числе:
знание основных художественных школ, исторических периодов развития
изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
знание
профессиональной
терминологии,
основных
работ
мастеров
изобразительного искусства;
знание
закономерностей
построения
художественной
формы
и
особенностей ее восприятия и воплощения;
умение использовать средства живописи и рисунка, их изобразительновыразительные возможности;
навыки последовательного осуществления работы по композиции;
наличие кругозора в области изобразительного искусства.
6.11. Реализация программы «Живопись» обеспечивается доступом каждого
обучающегося к библиотечным фондам и фондам аудио- и видеозаписей,
формируемым по полному перечню предметов учебного плана. Во время
самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети
Интернет.
6.12.
Библиотечный
фонд
Школы
укомплектован
печатными
и
электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями
художественных альбомов, специальными хрестоматийными изданиями в объеме,
соответствующем требованиям программы «Живопись». Основной учебной
литературой по учебным предметам предметной области «История искусств»
обеспечивается каждый обучающийся.
6.13. Библиотечный фонд помимо учебной литературы
включает
официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете
1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
7. Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности.
Цель программы:
Создание комфортной развивающей образовательной среды для обеспечения
высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности
для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества.
Создание
условий
для
духовно-нравственного
развития,
эстетического
воспитания и художественного становления личности.
Задачи программы:
- Осуществлять организацию творческой деятельности обучающихся путем
проведения мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов,
олимпиад, творческих встреч, и др.);
- Осуществлять организацию посещения обучающимися учреждений культуры и
организаций (выставочных залов, музеев, и др.);
-
Осуществлять
деятельности
организацию
совместно
с
творческой
другими
и
культурно-просветительской
детскими
школами
искусств,
образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего
профессионального образования, реализующими
основные
профессиональные
образовательные
программы
в
области
изобразительного искусства;
- Использовать в образовательном процессе образовательные технологии,
основанные на лучших достижениях отечественного образования в сфере
культуры и искусства, а также современного развития изобразительного
искусства и образования;
- Организовать эффективную самостоятельную работу обучающихся при
поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей)
обучающихся.
- Обеспечивать ДПОП «Живопись» учебно-методической документацией по всем
учебным предметам, для самостоятельной работы обучающихся;
- Организовать работу по обобщению и ретрансляции педагогического опыта на
различных форумах, участие педагогов в методических мероприятиях различного
уровня (конференции, мастер-классы, конкурсы педагогического мастерства).
Формы творческой, культурно-просветительной деятельности участников
образовательного процесса:
Для обучающихся:
- выставки,
- выставки-конкурсы,
- конкурсы,
- фестивали,
- мастер-классы,
- творческие встречи с художниками,
- посещение выставочных залов, музеев,
- участие в выездных пленэрах.
Для преподавателей:
- сотрудничество с другими ДШИ, ССУЗами и ВУЗами, реализующими основные
профессиональные образовательные программы в области изобразительного
искусства;
- участие педагогов в конференциях, мастер-классах, конкурсах педагогического
мастерства.
Ожидаемые результаты:
1.
Высокое
качество
образования,
его
доступность,
открытость,
привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и
всего общества.
2.
Комфортная
развивающая
образовательная
среда,
обеспечивающая
возможность духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и
художественного становления личности.
3. Выявление и развитие одарённых детей в области изобразительного искусства.
4.
Эффективная
педагогических
самостоятельная
работников
и
работа
обучающихся
родителей
(законных
при
поддержке
представителей)
обучающихся.
5. Высокий уровень педагогического мастерства.
Творческая и культурно-просветительская деятельность осуществляется в
счёт времени, отведенного на внеаудиторную работу обучающихся.
8. Условия реализации программы
8.1. Реализация программы «Живопись» обеспечивается педагогическими
работниками, имеющими среднее и высшее профессиональное образование,
соответствующее
профилю
преподаваемого
учебного
предмета.
Доля
преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, составляет не
менее
50
процентов
в
общем
числе
образовательный процесс по данной ОП.
преподавателей,
обеспечивающих
7.2. До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны
иметь
высшее
профессиональное
преподавателями,
имеющими
образование,
среднее
может
профессиональное
быть
заменено
образование
и
государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере,
или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж
практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15
последних лет.
7.3. Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из
которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение
консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических
работников
направлена
на
методическую,
творческую,
культурно-
просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных
ОП.
7.4.
Непрерывность
профессионального
развития
педагогических
работников обеспечивается освоением дополнительных профессиональных ОП в
объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в ОУ, имеющих
лицензию на осуществление образовательной деятельности. Педагогические
работники Школы осуществляют творческую и методическую работу.
7.5. Школой
созданы условия для взаимодействия с другими ОУ,
реализующими ОП в области изобразительного искусства, в том числе и
профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих
кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения
консультаций по вопросам реализации программы «Живопись», использования
передовых педагогических технологий.
7.6.
Финансовые
условия
реализации
программы
«Живопись»
обеспечиваются Школой для исполнения ФГТ.
Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью
изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с
живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени,
предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
7.7. Материально-технические условия реализации программы «Живопись»
обеспечивают
возможность
достижения
обучающимися
результатов,
установленных ФГТ.
7.8. Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и
противопожарным
нормам,
нормам
охраны
труда.
Школа
соблюдает
своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
7.8. Для реализации программы «Живопись» минимально необходимый
перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материальнотехнического обеспечения включает в себя:
выставочный зал,
библиотеку,
помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку,
видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал),
мастерские,
учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий.
Школа имеет натюрмортный фонд и методический фонд.
7.9. Для реализации Школой в вариативной части учебного предмета
«Скульптура», учебная аудитория оборудована столами и соответствующим
инструментами и материалами.
7.10.
Материально-техническая
база
соответствует
действующим
санитарным и противопожарным нормам.
7.11. Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных
предметов «Беседы об искусстве», «История изобразительного искусства»,
оснащены видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями,
стеллажами, шкафами) и необходимой литературой.